Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: kadrovikvn@yandex.ru

Президентская программа подготовки управленческих кадров
для организаций народного хозяйства Российской Федерации

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПОДГОТОВКЕ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА подготовки управленческих кадров
для организаций народного хозяйства Российской ФЕДЕРАЦИИ

В 2010/2011 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Оглавление

1. Общие положения

2. Выбор специалистом образовательной программы для подготовки  в рамках Государственного плана 

3. Организация и проведение конкурсного отбора специалистов

4. Процедура конкурсного отбора специалистов

5. Принципы и порядок  распределения специалистов по образовательным учреждениям


1. Общие положения

 

Методические рекомендации по проведению конкурсного отбора специалистов  для участия в подготовке в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2010/2011 учебном году (далее – Методические рекомендации) подготовлены экспертным советом Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – Комиссия) для обеспечения исполнения Указа Президента Российской Федерации № 774 от 23 июля 1997 г. “О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации”[1], постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах», и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 911 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177»[2].

 

Основными задачами мероприятий по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – Государственный план) являются следующие:

§ Формирование кадрового управленческого резерва для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

§ Подготовка управленческих кадров для социальной сферы и инновационных отраслей экономики. 

§ Повышение качества управления организациями народного хозяйства Российской Федерации и эффективности использования управленческих кадров в наиболее значимых секторах экономики.

§ Поддержка внедрения проектов развития в учреждениях и организациях народного хозяйства Российской Федерации.

§ Содействие интеграции России в мировую экономику, путем подготовки специалистов, способных развить кооперацию между российскими и зарубежными организациями.

§ Введение единой системы оценки профессиональной компетентности специалистов, проходящих подготовку в рамках Государственного плана.

§ Совершенствование деятельности российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров. Содействие распространению апробированных успешных методик обучения менеджеров среди российских образовательных учреждений, занимающихся подготовкой управленческих кадров.

Реализация Государственного плана предусматривает подготовку (обучение и стажировку) в российских образовательных учреждениях и их объединениях, ведущих российских и зарубежных организациях, в том числе в рамках взаимных обменов с иностранными государствами, прошедших конкурсный отбор специалистов по укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»[3].  При отборе специалистов на обучение по образовательным программам, реализуемым в рамках Государственного плана, а также для последующего прохождения зарубежных стажировок, особое внимание следует уделить специалистам, представившим проекты развития организаций, направленные на преимущественное развитие реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, на создание дополнительных рабочих мест в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с «Положением о конкурсном отборе специалистов, преподавателей образовательных учреждений, работников органов и организаций, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять функции по организации подготовки  управленческих кадров, для подготовки в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 - 2012/13 учебных годах» (далее – «Положение о конкурсном отборе специалистов») целевую группу для подготовки, в рамках Государственного плана составляют перспективные руководители высшего и среднего звена,  (далее – специалисты), в основном рекомендованные организациями народного хозяйства Российской Федерации (далее – организации), подавшие заявления об участии в конкурсном отборе и отвечающие следующим требованиям:

- возраст до 40 лет (предпочтительно).Участие в конкурсном отборе специалистов старше 40 лет допускается по представлению руководителя уполномоченного органа в порядке, установленном государственным заказчиком;

- образование – высшее профессиональное;

- общий стаж работы не менее 5 лет;

- опыт работы на управленческих должностях - не менее 3 лет;

-владение иностранным языком;

- планируемое участие в реализации проекта развития организации.

Cпециалисты – менеджеры в сфере малого и среднего предпринимательства либо специалисты инновационной сферы, подавшие заявления об участии в конкурсном отборе должны отвечать следующим требованиям:

- возраст до 40 лет (предпочтительно). Участие в конкурсном отборе специалистов старше 40 лет допускается по представлению руководителя уполномоченного органа в порядке, установленном государственным заказчиком;

- высшее профессиональное образование;

- общий стаж работы не менее 5 лет;

- опыт работы на управленческих должностях не менее 2 лет;

- наличие проекта развития своего предпринимательского дела (в форме бизнес-плана).

Основное внимание при реализации Государственного плана на срок до 2012/13 учебных годах уделяется вопросам качества подготовки специалистов, а также соответствию подготовки задачам, определенным рекомендующими организациями, другими участниками реализации Государственного плана.

Для проведения конкурсного отбора специалистов в региональной комиссии по подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее – региональные комиссии) создаются конкурсные комиссии (форма РО-11), состав которых утверждается председателем региональной комиссии, и представляются на согласование в ФГУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров»  (далее ФГУ «ФРЦ») не позднее 2 недель до начала конкурсного отбора (процедуры проведения конкурсного испытания).

В состав конкурсной комиссии включаются:

*   представители региональной комиссии;

*   эксперты по направлениям - “Менеджмент”, “Финансы”, “Маркетинг”, иностранные языки, информационные технологии;

*   психолог/социолог;

*  представители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

*   представители работодателей, профильных организаций;

*   по согласованию с экспертным советом Комиссии его представитель может включаться в состав конкурсной комиссии.

При  формировании конкурсной комиссии должно быть соблюдено следующее условие: количество членов конкурсной комиссии, представляющих образовательные учреждения, участвующие в реализации Государственного плана, не должно превышать одну треть от ее численного состава.

Также на согласование в ФГУ «ФРЦ»  не позднее 2 недель до начала конкурсного отбора (процедуры проведения конкурсного испытания) представляются:

а) Состав региональной комиссии – форма РО-10.

б) Состав конкурсной комиссии – форма РО-11.

в) График проведения конкурсного отбора – форма РО-12.

 

2. Выбор специалистом образовательной программы для подготовки  в рамках Государственного плана

 

В соответствии с решением экспертного совета Комиссии (Протокол №1 от 26.09.2006) обучение специалистов в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана будет проводиться по трем типам образовательных программ:

 

- базовые образовательные программы (тип В - basic) – предусматривают профессиональную переподготовку специалистов по одному из направлений в укрупненной группе специальностей и направлений «Экономика и управление»: менеджмент, маркетинг, финансы с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе участия в аудиторных и внеаудиторных занятиях под руководством преподавателя и самостоятельного освоения учебного материала;

 

- проектно-ориентированные образовательные программы (тип А - advanced) - предусматривают профессиональную переподготовку специалистов в рамках укрупненной группы специальностей и направлений «Экономика и управление» с ориентацией на развитие компетенций менеджера в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством и при консультации преподавателя  проекта в интересах направившей специалиста на обучение организации,  реализуемого на всем протяжении образовательной программы;

 

- образовательные программы повышения квалификации (тип Q - qualification) - предусматривают повышение квалификации специалистов по образовательным программам «Развитие предпринимательства» либо «Менеджмент в сфере инноваций» с ориентацией на развитие компетенций менеджера по созданию либо развитию малого и среднего бизнеса (в том числе в инновационных отраслях экономики) в процессе обучения, подготовки и реализации под руководством и при консультации преподавателя  проекта либо бизнес-плана в интересах направившей специалиста на обучение организации либо его собственного,  реализуемого на всем протяжении образовательной программы.

Выбор образовательной программы осуществляется специалистом при согласовании с руководством направляющей организации из перечня образовательных программ российских образовательных учреждений, утвержденного Минэкономразвития России и размещенного на официальном сайте Комиссии (www.pprog.ru).

При  заполнении документов специалист указывает три варианта образовательных программ, по которым он желает пройти обучение. Первый вариант является для специалиста приоритетным.

При  заполнении документов специалисты должны определить тип образовательной программы (В, А, А/В или Q), по которой они будут проходить подготовку:

- В – означает, что специалист претендует на обучение только по образовательной программе типа В. В документах специалист указывает три варианта образовательных программ типа В, по которым он желает пройти обучение;

- А – означает, что специалист претендует на обучение только по образовательной программе типа А. В документах специалист указывает три варианта образовательных программ типа А, по которым он желает пройти обучение. В том случае, если специалист не проходит на обучение по образовательной программе типа А (см. раздел 5), он выбывает из дальнейшего участия в конкурсе на подготовку в рамках Государственного плана;

- А/В – означает, что специалист изначально претендует на обучение по образовательной программе типа А, но в том случае, если он не проходит на обучение по образовательной программе типа А (см. раздел 5), он претендует на обучение по образовательной программе типа В.  В документах специалист указывает три предпочтительных варианта образовательных программ типа А, а также три предпочтительных варианта образовательных программ типа В, по которым он желает пройти обучение.

 Q – означает, что специалист претендует на обучение только по образовательной программе типа Q. В документах специалист указывает три варианта образовательных программ типа Q, по которым он желает пройти обучение.

 

 

3. Организация и проведение конкурсного отбора специалистов

 

Конкурсный отбор специалистов проходит в 2 этапа, включающих квалификационный отбор и конкурсное испытание.

Квалификационный отбор проводится на основе анализа представленных документов.

Пакет документов должен полностью соответствовать по перечню, формам  и содержанию установленным требованиям (см. «Положение о конкурсном отборе специалистов, преподавателей образовательных учреждений, работников органов и организаций, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ осуществлять функции по организации подготовки управленческих кадров, для подготовки в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/08 – 2012/13 учебных годах», утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.05.2009 г. № 177 и постановлением Правительства РФ от 09.11.2009 г. № 911 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177»).

В случае выявления несоответствия документов требованиям, наличия в них неточных или недостоверных сведений, Конкурсная комиссия, созданная по решению региональной комиссии, принимает решение о недопуске соответствующих специалистов ко второму этапу конкурсного отбора.

Конкурсная комиссия информирует о своем решении региональную комиссию, направившую соответствующих специалистов, путем направления протокола квалификационного отбора. Региональная комиссия информирует организации, рекомендовавшие специалистов для участия в конкурсном отборе. Направление извещения может осуществляться в электронной форме.

Кандидаты на участие в конкурсном отборе регистрируются в информационной системе Программы, с целью дальнейшего формирования профиля компетенций специалиста в ходе отбора и обучения (http://pmtp.modeus.info) .

Конкурсные испытания  специалистов для подготовки в российских образовательных учреждениях в рамках Государственного плана включают в себя общий и специальный конкурсы:

Общий конкурс обязателен для всех специалистов вне зависимости от типа образовательной программы, на участие в которой они претендуют. Он  предусматривает:

1)  оценку уровня профессиональной компетентности специалиста (профессиональное интервью с представлением индивидуального проектного задания);

2)  оценку мотивации  специалиста (мотивационное эссе);

3)  оценку уровня владения иностранным языком[4] (автоматизированное тестирование)

4)  оценку уровня владения информационными технологиями (автоматизированное тестирование[5]).

            По итогам прохождения автоматизированного тестирования в информационной системе Программы формируются ведомости с результатами тестов.

            Специалисты, успешно прошедшие общий конкурс, могут претендовать на обучение по базовой категории образовательных программ (тип В и Q). Порядок проведения конкурсных испытаний рассмотрен в разделе 4.

            Специалисты, претендующие на обучение по образовательной программе типа А, успешно прошедшие общий конкурс, допускаются до второго этапа отбора – Специального конкурса.

Специальный конкурс предусматривает конкурсное испытание для специалистов, рекомендованных конкурсной комиссией.

Конкурсное испытание проводится в форме собеседования с  презентацией концепции проекта развития организации (индивидуального проектного задания), поддержанной работодателем. В ходе собеседования и презентации конкурсной комиссией осуществляется оценка:

-   профессиональных и личных характеристик специалистов, необходимых для освоения данной категории образовательных программ и реализации проектов;

-   значимости разрабатываемого проекта для организации, региона, качества разработки проекта.

  

4. Процедура конкурсного отбора специалистов

 

4.1.  Специалисты регистрируются в информационной системе Программы.

4.2. Специалисты оформляют и представляют в региональную комиссию в установленные сроки документы для участия в конкурсном отборе :

а) Заявку рекомендующей организации на подготовку специалиста. Рекомендацию руководителя организации - форма № РО-01.

б) Концепцию проекта развития учреждения или организации. Индивидуальное проектное задание – форма № РО-02

в) Копию диплома о высшем образовании.

г) Копию документа об изменении фамилии (в случае, если диплом выписан на другую фамилию).

д) Копию паспорта Российской Федерации (страницы, содержащие фотографию и дату рождения, информацию о месте выдачи паспорта, регистрацию по месту жительства).

е) Копию трудовой книжки, заверенную отделом кадров организации (каждая страница ксерокопии заверяется подписью должностного лица и печатью, на  копии после последней записи о работе перед заверяющей подписью и печатью должна присутствовать фраза «Работает по настоящее время»). Оба экземпляра должны иметь оригинал оттиска печати.

ж) Типовой контракт (все 4 экземпляра – оригиналы).

и) Мотивационное эссе.

Формы всех документов выдаются на инструктивном совещании ответственных секретарей региональных комиссий и размещаются на сайте Комиссии.

 

4.3.Региональная комиссия определяет график проведения конкурсного отбора – форма РО-12 и доводит его в установленные сроки до сведения Комиссии и специалистов.

Внимание! Доведение до сведения специалистов и руководителей рекомендующих организаций, а также любых лиц, кроме членов конкурсной комиссии,  содержания методик отборочного тестирования категорически запрещается. В случае выявления фактов распространения информации о содержании методик результаты тестирования будут аннулироваться.

4.4. До начала конкурсных испытаний региональная комиссия с использованием информационной системы Программы ведет статистический учет количества заявлений, поданных специалистами для участия в подготовке в рамках реализации Государственного плана и в установленные Комиссией сроки представляет в ФГУ «ФРЦ» «Статистический отчет региональной комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации о ходе конкурсного отбора специалистов» (Форма РО-18).

         4.5. Первым конкурсным испытанием  в процедуре общего конкурса специалистов является оценка уровня владения иностранным языком, которая проводится по «Методике отборочного тестирования по английскому (немецкому, французскому) языку для специалистов, претендующих на обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»[6], утвержденной экспертным советом Комиссии. 

Результаты отборочного тестирования по иностранному языку учитываются в общей оценке по результатам общего конкурса.

                4.6. Вторым конкурсным испытанием является оценка уровня владения информационными технологиями, которая проводится по «Методике отборочного тестирования по информационным технологиям для специалистов, претендующих на обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации», утвержденной экспертным советом Комиссии.

4.7. Третьим конкурсным испытанием является профессиональное интервью специалиста, которое проводится в соответствии с «Методикой проведения профессионального интервью для специалистов, претендующих на обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации».

               Специалисты проходят тестирование, результаты которого учитываются и отражаются в форма № РО-14.

4.8.  По результатам общего конкурса конкурсная комиссия с использованием информационной системы Программы формирует промежуточную ведомость.

4.9.  На основании результатов общего конкурса конкурсная комиссия дает рекомендации по участию специалистов в специальном конкурсе, назначает его дату – не ранее, чем через 7 дней после даты завершения общего конкурса – и доводит ее до сведения специалистов.

4.10.   Специальный конкурс проводится в соответствии  с «Методикой проведения специального конкурса по отбору специалистов».

4.11.   По результатам специального конкурса конкурсная комиссия  с использованием информационной системы формирует итоговую ведомость (форма № РО-15)

4.12.   По результатам общего и специального конкурсов конкурсная комиссия проводит заседание, на котором подводит итоги и формирует протокол заседания конкурсной комиссии – форма РО-13.

4.13.   Региональная комиссия  утверждает протокол заседания конкурсной комиссии,  подводит итоги отбора (форма РО-16)  и направляет их для рассмотрения в Комиссию.

4.14.   После завершения конкурсного отбора региональная комиссия направляет в Комиссию  следующий перечень документов:

а) Протокол заседания конкурсной комиссии – форма РО-13.

б) Выписку из бюджета субъекта Российской Федерации о выделении средств на оплату мероприятий, реализуемых в рамках Государственного плана,  в 2010 году.

в) Сведения о специалистах, направляемых на обучение в рамках Государственного плана – форма РО-16.

г) Комплекты документов специалистов, успешно прошедших конкурсный отбор для участия в подготовке в рамках Государственного плана (в соответствии с п.4.1).

д) Отчет о финансировании конкурсного отбора – форма РО-17.

е) Отчет по итогам проведения профессионального интервью – форма РО-14.

ж) Отчет по итогам проведения специального конкурса  - форма РО-15.

4.15.   ФГУ «ФРЦ» производит проверку представленных региональной комиссией  документов и передает сведения о результатах отбора в Комиссию,  в Минэкономразвития России и в соответствующие региональные комиссии.

4.16.   Региональная комиссия доводит результаты отбора до сведения специалистов и рекомендующих организаций (предприятий).

 

5. Принципы и порядок  распределения специалистов по образовательным учреждениям

 

5.1. Предельное число специалистов, направляемых в рамках Государственного плана на обучение в российские образовательные учреждения, устанавливается Минэкономразвития России ежегодно по каждому типу образовательных программ.

5.2.При проведении распределения специалистов все три указанные ими образовательные программы являются равнозначными.

5.3. Распределение специалистов в образовательные учреждения осуществляет ФГУ «ФРЦ» исходя из следующих факторов:

- возможности образовательного учреждения по приему специалистов (указывается в аннотациях к образовательным программам, размещенным на сайте Комиссии);

- формирование групп специалистов численностью не менее 10 человек;

- формирование групп специалистов с учетом изучаемого иностранного языка.

5.4. Распределение специалистов в образовательные учреждения утверждается приказом Минэкономразвития России.

 


[1] В редакциях Указов Президента Российской Федерации от 16 марта 1999 г. № 351, от 15 июля 2000 г. № 1323, от 1 апреля 2003 г. № 382 и от 9 сентября 2006 г. №985, а также на основании решений Комиссии от 17 мая 2006 г. (протокол № 19), от 14 июля 2006 года (протокол №20), от 9 апреля 2008 года (протокол №24) и от 16 декабря 2008 года (протокол №25).

[2] В редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 года №394 и от 11 ноября 2009 года №911.

[3] В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003.

[4] Низкий уровень владения иностранным языком и информационными технологиями не является критерием для недопуска специалиста к последующим этапам отбора.

[5]  Автоматизированное тестирование специалистов проводится с помощью информационной системы Программы (http://pmtp.modeus.info). Руководство пользователя находится там же, в разделе «Помощь».

[6] Тестирование обязательно для всех кандидатов. Результаты тестирования вносятся в профайл слушателя. В том случае, если специалист владеет языком (по первому высшему образованию), отличным от вышеуказанных языков, конкурсная комиссия привлекает к их тестированию квалифицированный преподавательский состав и проводит тестирование с помощью предложенной вышеуказанными преподавателями методикой. Результаты тестирования и краткое описание методики тестирования направляются в Комиссию.
 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz