Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: dialog_v.novgorod@mail.ru

Центр региональных и муниципальных исследований

 

Публикации.  Дела учебные 

22.12.03

Профилактическая работа в школах

 

В Великом Новгороде уже несколько лет ведется активная работа по профилактике потребления алкоголя и наркотиков среди подростков общеобразовательных школ, включены в эту работу не только учителя, но и специалисты многих лечебных и общественных организаций. Значимость таких занятий и возможность применять полученные знания в жизни отметили более половины школьников.

Не смотря на это, главным источником информации о наркотиках продолжает оставаться телевидение: так считают 53% опрошенных старшеклассников.

В стенах школы наиболее полную информацию о последствиях потребления алкоголя и наркотиков, по мнению школьников, они получили от врачей, приходивших на специальные уроки (45%), а также школьники высоко оценили работу учителей ОБЖ (37%). Чаще всего занятия проходят в виде лекции (это отметили 94% опрошенных), либо в виде «вопросов-ответов» (68%), 41% опрошенных присутствовали на показах учебных фильмов. 

Помимо знаний о вреде наркотиков и алкоголя, подростки на таких занятиях учились общаться (51%), разрешать конфликтные ситуации (44%), отказываться в ответ на предложение алкоголя (42%) и т.п. Самыми популярными ответами на вопрос «Чему бы Вы  хотели научиться?»: «преодолевать стресс» - 51%,  «разрешать конфликты» - 45%, «самостоятельно принимать решения» - 38%.

 

21.10.03

Начальная военная подготовка

 

В последнее время все чаще звучат предложения о том, чтобы вернуть в школьную программу такой предмет, как «Начальная военная подготовка» (НВП). Центр исследований МНОУ «Диалог» поинтересовался у жителей Новгородской области, как они относятся к этому предложению.

Как оказалось, что большинство респондентов положительно оценили эту идею: согласились с введением НВП для школьников 67%, скорее согласны - 15%, и только 12% не согласны. Отметим, что жители сельских населенных пунктов были значительно чаще горожан полностью согласны с таким предложением: 82 против 59 процентов.

Зачем вводить же военную подготовку в школах? Респонденты называли такие положительные моменты от ее введения: «Школьники научатся принимать решения в экстремальных ситуациях», «Получат представление об армии», «Получат технические навыки», «Не будут бояться армии», «Будут более дисциплинированы» и так далее.

В ответах на вопрос о том, станет ли больше желающих служить в армии после введения НВП, новгородцы проявили оптимизм: «Да» или «Скорее да» ответили 48%, «Нет» или «Скорее нет» - 13% (при 39% затруднившихся ответить). Важным следствием введения НВП 63% респондентов увидели патриотическое воспитание молодежи.

Мнения о том, с какого класса вводить в школьную программу уроки по начальной военной подготовке разделись: называли как 5-й, так и 11-й классы. Однако если ориентироваться на среднее значение, то НВП респонденты предлагают ввести с 7-го класса.

 

1.10.03

Жизненные ценности школьников

 

В выпускных классах средних школ Великого Новгорода проводился социологический опрос, в котором школьникам задавались вопросы на тему какие жизненные цели являются для них самыми значимыми на данный момент.

Ответы девушек в целом сводились к тому, что главное в жизни  быть здоровой, любимой и получить хорошую профессию, один из этих вариантов выбрали более половины старшеклассниц. Ответы юношей были более разнообразны: почти половина респондентов ответили, что самое главное на этом жизненном этапе -  «получить хорошую профессию», на втором месте – «иметь хороших друзей», третье место поделили варианты ответов «получить высшее образование» и «быть здоровым».

Еще одно интересное отличие в ответах юношей и девушек – отношение к материальному богатству: юноши хотят добиться материального благополучия в 1,5 раза чаще чем девушки. Зато девушки чаще называют такие цели как создать семью и иметь детей.

Интересно, что постановка жизненных целей очень часто зависит от взаимоотношения с окружающими и прежде всего с родителями.  Подростки, которые ответили, что отношения с родителями носят доверительный характер, чаще выбирали такие жизненные цели как «получить хорошую профессию», «быть здоровым», «создать семью». А старшеклассники, ответившие, что  родители их не понимают, выбирали такие цели как «добиться богатства» и «иметь интересный отдых».

 

23.06.03

Жизненные ценности подрастающего поколения

 

Жизненные установки человека формируют его образ жизни, его жизненную позицию. Оценив характер жизненных установок молодого поколения, можно сделать вывод о жизнеспособности народа в целом. Школьникам и студентам училищ Великого Новгорода были заданы вопросы о том, что они считают самым важным в их жизни.

В иерархии жизненных ценностей молодого поколения пять первых мест занимают: здоровье, дружная семья, любовь, образование и деньги.

Учащиеся школ как младших, так и старших классов главной жизненной ценностью считают здоровье. В оценках респондентов из училищ значимость здоровья оказывается на втором месте, пропуская вперед образование.

Следует отметить, что с периодом взросления респондентов количество выбирающих здоровье, как основную жизненную ценность,  сокращается с 89% в 5-7 классах до 55% в училищах.  При этом, важность получить хорошее образование возрастает с 45% у школьников 5-7 классов до 51% в 8-11 классе и достигает своего пика (56%) в училищах. Также с увеличением возраста пропорционально возрастает значимость  любви.

Второе место в иерархии ценностей у младшей категории опрошенных занимает дружная семья, ее назвали 54% опрошенных. В период взросления  дружная семья  теряет свои позиции до 37% у школьников старших классов (4 место в иерархии ценностей), и вновь приобретает большое значение у студентов училищ (49% и 3 место в иерархии).

Значение денег, недооцененное в детстве (8% в 5-7 классах), быстро растет в  юности (20% в старших классах и 34% в училищах).

 

27.08.02

 

Проблемы студентов

 

При выборе ВУЗа немаловажным фактором является его удаленность от родного дома: кто-то предпочитает пожить подальше от родителей, а кто-то, наоборот, нуждается в постоянной поддержке. Как складывается жизнь новгородских студентов и  легко ли живется в Великом Новгороде иногородним – этим вопросам была посвящена анкета МНОУ «Диалог», распространенная среди студентов Новгородского Университета. Всего в опросе  приняли участие 482 респондента. Почти половину опрошенных составили иногородние студенты, что позволило выявить некоторую разницу в оценках.

Подавляющее большинство студентов из Великого Новгорода проживают вместе с родителями, иногородние студенты предпочитают снять жилье на время учебы (57%), в общежитие смогли поселиться 27% опрошенных,  остальные проживают у родственников или знакомых.

Уровень своей жизни большинство новгородских студентов (54%) определили как «нормальный», а среди оценок уровня жизни иногородних студентов преобладает «удовлетворительно». 

Главным источником дохода для студента является помощь родителей: это отметили 82 % иногородних студентов и 61 % новгородцев. При этом 40% иногородних и 53% коренных новгородцев не против время от времени подработать, а для 6 % опрошенных собственный заработок является основным источником существования. Прожить на стипендию рассчитывают 16 % опрошенных.

Не смотря на активное желание подработать 26 % опрошенных респондентов ответили, что для них на сегодняшний день одной из важнейших проблем является трудоустройство.

 

6.06.02

 

Досуг школьников

 

В предверьи летних каникул МНОУ «Диалог» совместно с Городским Межведомственным Координационным Советом по противодействию  распространению химической зависимости среди молодежи провели опрос среди учащихся школ и их родителей. Вопросы анкеты касались взаимоотношений подростков с родителями, учителями, одноклассниками, были вопросы об учебе и досуге, об интересах и трудностях подрастающего поколения.

Наличие в семье элементарного психологического комфорта играет важнейшую роль в формировании здоровой личности. Взаимное доверие детей и родителей обеспечивает выполнение основной функции семьи – психотерапевтической. Тесная связь с семьей подтверждается при определении подростками жизненно важных ценностей, важнейшими из которых, по их мнению, являются здоровье и дружная семья.

Одним из вопросов по которому измерялась степень доверительных отношений между детьми и родителями был «Знают ли родители, где ты бываешь в субботу вечером?».

Большую осведомленность в свободном время препровождении своего ребенка показали родители школьников 5-7 классов: 76% их детей ответили, что родители почти всегда знают их местопребывания, 20 % - знают иногда, «не знают» – 4%. С увеличением возраста респондентов, с постепенным переходом от внешнего контроля к самоконтролю сокращается вовлеченность родителей в круг доверительных отношений. В 8-11 классах «знают» ответили 59% школьников, «знают иногда» –34 %, соответственно, «не знают» – 7 %.

Интересно, что в семьях, где преобладают доверительные отношения,  родители значительно реже используют репрессивные меры воздействия: психологическое и физическое насилие. Успеваемость подростков из таких семей  выше, им легче наладить отношения со сверстниками, у них меньше конфликтов с преподавателями.

Досуг школьников из семей с взаимным доверием более разнообразен: они больше читают (22% против 6% в семьях без доверия), чаще занимаются спортом (29% против 7% в семьях без доверия) и, конечно, у них больше желания проводить досуг в кругу семьи (50% против 12%).

 

9.05.02

Характер учебы

 

Отзвенел последний звонок, наступила (прошла – в зависимости от даты публикации) горячая пора выпускных экзаменов для школьников. Трудно ли дался прошедший год учащимся школ, гимназий и профтехучилищ Великого Новгорода? Об этом поинтересовался Центр исследований МНОУ «Диалог» в своем опросе молодежи Великого Новгорода.

Школьники 5 - 8 классов ответили, что они, в большинстве (64%), получали в 2002 году хорошие оценки. Учатся скорее «на троечку» 30% и 6% сказали, что в их учебе преобладают отличные оценки. Учеба у старшеклассников (9 – 11 классы) идет примерно также: немного меньше хороших (60%) и удовлетворительных (29%) отметок в дневниках и зачетках, зато почти в два раза больше отличных – 11%. Учащиеся ПТУ подкачали только в отношении отличных оценок: 4%, обогнав школьников и гимназистов по числу хороших – 69%. Да и удовлетворительных у них меньше всего: 27%.

Интересно, что все группы учащихся примерно одинаково оценили характер своей учебы: в среднем 16% респондентов сказали, что учатся с полной отдачей, 40% - достаточно напряженно, 24% - ниже своих способностей и оставшиеся 20% затруднились ответить. Таким образом, более половины (56%) подростков оценивают свой труд по получению знаний как напряженный и даже отнимающий все силы.

Если посмотреть распределение ответов на вопрос о характере учебы через призму оценок, то можно сказать, что хорошие и отличные оценки даются не так просто: передовики тратят значительно больше усилий и времени, чем отстающие. Так для хорошистов и отличников оценка напряженности усилий составляет 67% против 34% у «троечников». С другой стороны, только одна треть тех, кто отстает в учебе, старается улучшить свои оценки, остальных же такое положение дел вполне устраивает. Отметим также, что есть и те, кому учеба дается легко: для 16% тех, кто хорошо учится, занятия не требуют большого напряжения сил.

Важный вывод следует из сопоставления ответов на вопрос об оценке напряженности учебы с вопросом «Считаешь ли ты себя способным добиться успеха в жизни?»: те, кто рассчитывает на успех в своей будущей карьере, тратят на учебу значительно больше сил и времени, чем те, кто не верит или сомневается в своих возможных успехах во взрослой жизни. Таким образом, значительная часть подрастающего поколения, во-первых, осознает ценность образования для своего будущего, и, во-вторых, тратит немало усилий для его получения.

 

17.04.02

 

Новгородские выпускники международных программ

 

Чем обоснован выбор места работы молодых специалистов, получивших образование за границей?

На современном этапе развития для российских молодых специалистов появилась возможность получить образование, стажировку или ученую степень за границей. Но этой возможностью могут воспользоваться далеко не все желающие. Для этого нужна определенная собственная позиция, здоровые амбиции, усердие и упорство в достижении цели, не говоря о хорошем знании иностранного языка, превышающего стандарт системы образования. 

Среди участников международных программ, студентов и учащихся, собирающихся учиться за рубежом, специалистами МНОУ «Диалог» был проведен опрос, в котором респондентов просили оценить значимость профессиональных факторов, способствующих возвращению в Россию молодых специалистов. Подобный опрос уже был проведен среди московских выпускников международных программ.

Как и представители столичной молодежи, новгородские выпускники международных программ наименее важными факторами считают долгосрочную и стабильную занятость, возможность участвовать в выработке политики. Такое отношение скорее всего обусловлено объективными причинами, такими как динамичность и интенсивность современной действительности. Это объяснение подтверждает и то обстоятельство, что молодым специалистам  не важно получить работу в каком-то определенном населенном пункте.

Куда важнее молодому специалисту, прошедшему обучение по международной программе, доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности, независимость и свободный график, а также возможность международных профессиональных контактов.

Потребность в сохранении международных контактов, в возможности  зарубежных командировок подтверждается в ответах на вопрос об оптимальном варианте поведения после завершения учебы: 91 % опрошенных новгородцев отметили, что хотели бы постоянно проживать в России с возможностью контрактной занятости на Западе. Жить и работать за рубежом предпочитают 3 % опрошенных; такое же количество респондентов хотели бы  жить и работать в России.

 Новгородцы, впрочем, также как москвичи, уверены, что именно в России у них больше возможности для быстрого карьерного роста (этот фактор они ставят на второе по важности  место).  Также, наша страна привлекательна, по мнению опрошенных,   наличием высококлассной профессиональной среды, что является не менее важным фактором для возвращения. Может быть это связано с личной неуверенностью российских молодых специалистов в то, что за границей они будут восприниматься как равные местному населению специалисты, составляя им конкуренцию не по принадлежности к какой-либо народности, а по квалификации и жизненному опыту.

Принципиальное отличие новгородских выпускников международных программ от их московских коллег проявилось в выборе главного профессионального фактора, содействующего возвращению молодых специалистов в Россию. Новгородцы ставят на первое место возможность работать в престижной фирме, а москвичи – высокую заработную плату.

В новгородской иерархии факторов высокие доходы переместились на четвертое место. Скорее всего, это объясняется тем, что престижная фирма воспринимается одновременно и как социальная гарантия материальной независимости и как доступ к первичной информации, и как соотнесенность с определенным общественным классом.

 

27.03.02

Аналитическая записка по результатам опроса школьников

 

Сегодня – в период становления школ нового типа  (профильных гимназий и лицеев с углубленным изучением) особенно остро стоит проблема учебной перегруженности. Учреждения системы образования стремятся передать учащимся максимальный объем информации. С конца 80 годов количество уроков неуклонно растет.

Изучая сложившуюся ситуацию,  МНОУ «Диалог» совместно с сотрудниками гимназии провели социологический опрос, в котором приняли участие школьники 5-11 классов и их родители. Вопросы касались взаимодействия учителей и учащихся, бюджета учебного времени, психологического климата класса, взаимопонимания детей и родителей.

По мнению родителей основными трудностями, с которыми чаще всего сталкивается ребенок в школе является сложность многих предметов (61 %) и сильная загруженность во время учебной недели (56 %).

Результаты опроса показывают, что в целом родители гимназистов удовлетворены и набором изучаемых предметов и профессионализмом учителей. Наибольшую неудовлетворенность среди родителей вызвало качество получаемых знаний (14 %); интересно, что преобладающая часть этих респондентов являются родителями «отличников».

Относительно характера учебы в гимназии ответы учеников распределились следующим образом:  «постоянно учусь с полной отдачей сил» 29 %,  «иногда приходится учиться напряженно – 56 %, «учусь ниже своих способностей» – 16 %. Отличники в полтора раза чаще отвечали, что учатся с полной отдачей сил.

Как показывают результаты опроса, большую часть времени ребенок проводит в школе, это касается не только учебы: только 4 % учащихся не связывают досуговое времяпрепровождение с мероприятиями, организуемыми гимназией. Но школьный досуг не может заменить время, проведенное в кругу семьи. Из опроса проведенного среди родителей было установлено, что постоянно проводят выходные с ребенком – 61 % опрошенных, 38 % стараются делать это по мере возможности, редко - 1 %. Как выяснилось, чаще других стараются проводить выходные с ребенком родители старшеклассников.

Психологический климат в классе подавляющее большинство учащихся (97 %) оценивают как благоприятный. Все, оценившие психологический климат группы как неблагоприятный, являются отличниками. На вопрос о взаимоотношении учителей и учащихся подавляющее большинство школьников (62 %) ответили, что в школе преобладает атмосфера сотрудничества.

Исследование в Великом Новгороде подтвердило сложившееся мнение, что реальный бюджет времени школьников на выполнение домашних заданий меньше, чем предусмотрено стандартом. Но если учесть затраты времени, необходимые на свободное развитие учащихся – посещение дополнительных занятий, чтение литературы в дополнение к школьной программе, обнаруживается, что суммарный бюджет времени одной трети школьников превышает показатели, предусмотренные государственным стандартом. Избегать перегрузок учащимся позволяет спонтанное перераспределение учебного времени.
 

© 2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz