|
||
|
||
Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: dialog_v.novgorod@mail.ru Центр региональных и муниципальных исследований Публикации. Свободное время (отдых)
14.06.03
Иногда при анализе данных, полученных при обработке результатов социологических исследований, аналитики Центра исследований МНОУ «Диалог» замечают интересные закономерности, изучение которых не входит в задачу исследования. С некоторыми такими закономерностями мы бы и хотели Вас сегодня познакомить. Влияет ли имя, даваемое человеку при рождении, на его судьбу? Мы не беремся ответить на этот вопрос, но некоторые интересные факты хотелось бы привести. Так весной этого года в Великом Новгороде проходил опрос 1300 женщин в возрасте не старше 45 лет в рамках проекта «Здоровье женщин и детей в России». Когда мы построили график зависимости имени женщины от возраста ее вступления в брак, оказалось, что среди опрошенных нами женщин раньше выходят замуж Юлии – средний возраст вступления в брак у них составил 19 с половиной лет. За ними идут Наталья и Ольга – женщины с такими именами выходили замуж, в среднем, в возрасте 21 год. А позже всех вступают в брачные отношения Валентины и Надежды – в среднем в 23 года. Здесь необходимо отметить, что мы анализировали распределения только для 20-ти самых популярных женских имен и рассматривали не только зарегистрированные браки, но так называемые гражданские. Если же посмотреть, как влияет имя на то, сколько раз женщина была в браке (подчеркнем, что учитывались и незарегистрированные браки), то наиболее постоянными оказались Елены, Валентины, Ларисы и Марии – в среднем они вступали в брак 1,1 раза. Следом за ними идут имена Надежа, Анна и Ольга – опрошенные нами женщины с такими именами выходили замуж 1,2 раза. Ну а имена тех, кто чаще всего разводится, позвольте, мы называть не будем. Хотелось бы отметить, что больше всего детей у новгородок с именами Любовь и Вера – в среднем в их семьях по 1,9 и 1,8 ребенка. Совсем немного отстают от них Маргариты – в среднем у них родилось по 1,6 ребенка.
20.05.03
«Назовите, пожалуйста, Вашу любимую пословицу» просили интервьюеры Центра исследований МНОУ «Диалог» респондентов Новгородской области во время одного из последних опросов. После обработки результатов рейтинг самых любимых пословиц новгородцев выглядит так. На первом месте пословица «Без труда не вытащить и рыбку из пруда» - ее назвали 15% респондентов. На втором месте с 14% голосов - «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Замыкает тройку самых популярных выражение «Делу время, потехе час» - 11% жителей Новгородской области назвали эту пословицу как самую любимую. Далее по популярности идут «Тише едешь – дальше будешь» (7%), «Береги честь смолоду» (6%), «Мал золотник, да дорог» (6%), «Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться» (5%), «Сделал дело – гуляй смело» (3%). Вообще же в первой двадцатке наиболее часто упоминаемых респондентами пословиц 5-ть говорят о важности и необходимости труда. Но, хоть и редко, интервьюеры записывали и такие любимые выражения новгородцев: «Работа не волк – в лес не убежит», «Работа дураков любит», «Если хочешь поработать – ляг, поспи и все пройдет». И прав, конечно, один из новгородцев, сказавший: «Без пословицы и не проживешь».
21.04.03
Первое мая перестало быть государственным идеологическим мероприятием, днем пролетарской солидарности и парадов. Для большинства при мысли об этом дне уже ничего не связывается с образом «руководителей на трибунах». Ни транспарантов или знамен, бумажных цветов в руках демонстрантов. Сегодня об этом вспоминают в основном пожилые люди. Первое мая превратилось в рядовой выходной день или повод для застолья с друзьями и близкими, в возможность вскопать грядки на даче. Жителей Новгородской области попросили оценить важность и значимость двух весенних праздников, расположенных в календаре рядом: пасхи и дня международной солидарности трудящихся – 1 мая. Важным праздником «маевку» назвали 33% опрошенных респондентов, большую часть из которых составляют лица старше 55 лет. Для сравнения, значимость пасхи отметили 70% опрошенных жителей Новгородской области. И снова лидирующие позиции заняли респонденты старшего поколения. Молодежь до 25 лет на 40 % отрицает значимость церковного праздника, а респонденты от 25 до 55 лет, воспитанные на атеистических мотивах, часто затруднялись в ответах на вопрос о значимости в своей жизни церковного праздника. Тем не менее, более половины жителей Новгородской области намерены печь куличи, красить яйца. Старшее поколение, не смотря на запреты священнослужителей, планирует посетить места захоронения родственников (67%), а для молодежи праздник пасхи еще один повод собраться вместе, устроить застолье (20%), побыть в компании друзей и близких (20%).
14.01.03
«Жизнь без праздников - это длинный путь без заезжего двора» - сказал когда-то Демокрит. Судя по опросу, проведенному Центром исследований МНОУ «Диалог», многие жители Новгородской области полностью согласны с греческим философом. «Какие праздники Вы обычно отмечаете в течение года?» - такой вопрос задавали интервьюеры жителям нашей области (сразу отметим, что жители Великого Новгорода в опросе участия не принимали). Наиболее популярным праздником оказался свой собственный день рождения: 97% ответов, однако нельзя не отметить, 3% респондентов не назвали свой день рождения среди отмечаемых дат. Среди других праздников явным лидером является Новый год – боя курантов в ночь на 1 января каждый год ждет 94% опрошенных. Показательно, что праздник Рождества все чаще входит в дома новгородцев: его встречают 76%. Затем идут традиционные «женский» (8 марта) и «мужской» (23 февраля) дни календаря: 69% и 59% респондентов регулярно отмечают эти даты. Меньше всего голосов набрали новые российские праздники: День Конституции и День независимости России – по 12%. Однако вернемся к наиболее популярному, после дня рождения, празднику – встрече Нового года. Не зря этот праздник называют семейным: на вопрос «Как Вы встречали Новый год?» большинство жителей области ответили «в кругу семьи» - 70%. На втором месте – встреча Нового года в гостях – 17%, остальные варианты были намного менее популярными. Нужно сказать и то, что большинство (91%) респондентов остались довольны тем, как они отпраздновали наступление 2003 года, и только один ответил, что не помнит, как встретил Новый год. Не обошлось и без шампанского в Новогоднюю ночь - у 79% новгородцев оно было на праздничном столе. Даже водка в этот день сдала свои позиции – ее пили только 36% респондентов. Не обошлось застолье и без сухого вина: красное было в меню у 18% опрошенных и белое – у 12%. Совсем не популярными оказались пиво и самогон: по 3%. И хотя, как говорится, встречай – не встречай Новый Год, а он все равно придет, все-таки хочется, чтобы новый, 2003 год принес со своим приходом только хорошее.
9.01.03
В конце декабря прошлого года интервьюеры Центра исследований МНОУ «Диалог» провели небольшой исследование, посвященное предпочтениям новгородских автолюбителей. Одна из тем, затрагиваемых в анкете, касалась того, какие автомобильные издания читают частные владельцы автотранспорта. Наиболее популярным, еще с советских времен, журналом является издание «За рулем»: 95% респондентов отметили, что знакомы с ним. На втором месте по популярности – журнал «Клаксон» - 51% и на третьем – «Авторевю» с 46% голосов. Однако эти цифры показывают общую осведомленность о периодических изданиях автомобильной тематики, то есть столько респондентов читают эти журналы от случая к случаю. Регулярно же читают перечисленные издания значительно меньше автолюбителей: «За рулем» - 14%, «Клаксон» - 4% и «Авторевю» - 7%. Безусловным лидером остается журнал «За рулем» и с точки зрения технического уровня публикаций: средняя оценка составила 4,3 балла по 5-ти бальной шкале. Оценки других популярных журналов поменьше: «Клаксон» - 3,9 балла, «Авторевю» - 4 балла. Какая информация, прежде всего, интересует автолюбителей? На первом месте (52%) – описание новинок, как мирового, так и российского автомобильного рынка. На втором – описание технических новшеств, применяемых в автомобилестроении – 32%. Далее следуют информация по ремонту своими силами (25%), цены на запчасти и обслуживание автомобилей (18%) и юридические материалы (10%).
25.12.02 Психологический портрет пользователя CD
Компьютер семимильными шагами входит в нашу жизнь, превращаясь из рабочего инструмента в домашнего помощника, источник развлечений и способ самореализации. Неудивительно, что многие люди не представляют своей жизни без компьютера. Предновогодний социологический опрос, проведенный в МНОУ «Диалог» был посвящен людям, в чьей жизни далеко не последнее место занимает компьютер. Целевой группой опроса были определены пользователи CD - незаменимых в современной жизни компьютерных атрибутов. Существует мнение, что люди, жизнь которых тесно связана с новыми информационными технологиями, оторваны от повседневных проблем, мало бывают на обществе и досуг проводят опять же за монитором. По уровню обеспеченности активных пользователей ПК можно отнести к среднему классу: 60% опрошенных ответили, что денег в их семье вполне хватает на еду и одежду, а 21% сказали, что без труда приобретают крупную бытовую технику. Профессиональное овладение компьютерными технологиями предполагает наличие определенных знаний и умений, поэтому не удивительно, что большинство представителей этой группы имеет высшее образование, либо в данный момент стремится получить образование. Вообще в данной группе характерным является желание творчески само реализоваться, получить новые знания и умения, это отметили 69% опрошенных. Не подтвердился в исследовании стереотип о том, что компьютер может заменить книгу. Не смотря на то, что словари, энциклопедии, справочники и переводчики на электронных носителях все больше пользуются спросом у населения, большинство опрошенных компьютерщиков отметили наличие в своем доме солидной библиотеки: в среднем 438 экземпляров.
26.09.02 Как бы Вы хотели проводить свободное время?
В ходе опроса на тему досуга новгородцев респондентам задавались вопросы о том «как бы Вы хотели проводить свободное время?» и «что, помимо материальных трудностей, мешает Вам проводить досуг так, как хотелось бы?». Большинство новгородцев (55%) хотели бы свободное время провести на природе, подальше от городской суеты и пыли. Так же популярным видом досуга является отдых в узком кругу родных, друзей или единомышленников (50%). На третьем месте оказалось посещение учреждений культуры (30%) и организованных досуговых мероприятий (22%). Молодежь до 35 лет, при наличии возможностей чаще бы проводили время в компаниях и активно занимались спортом. Основным препятствием к этому, помимо материальных трудностей, является, по мнению опрошенных, отсутствие свободного времени. Респонденты от 35 до 59 лет, являются активом потециальных посетителей учреждений культуры, но загруженность домашней работой и усталость после работы, по их мнению, мешают проводить свободное время так, как хотелось бы. Не маловажным фактором, по мнению этой возрастной группы, является также отсутствие социальных гарантий: безопасность, подходящая компания и т.д.
Досуг пожилых людей старше 60
лет чаще связан с домашним времяпрепровождением. По их мнению, активному
проведению свободного времени препятствуют проблемы со здоровьем и неудобное
расположение мест отдыха. |
||
© 2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ" |