Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: dialog_v.novgorod@mail.ru

Центр региональных и муниципальных исследований

 

Публикации.  Средства массовой информации

 

30.05.03

Какие телепередачи предпочитаете?

 

Давно уже телевизор вошел в наш дом, для многих став фактически «членом семьи». Что предпочитают смотреть жители Новгородской области? - попробовали узнать в Центре исследований МНОУ «Диалог»

Как показывает проведенный опрос, наибольший интерес новгородцы проявляют к информационным программам – 75% респондентов регулярно смотрят новости и другие информационные передачи. Отметим, что интерес к этим программам заметно увеличивается с возрастом: если у молодежи от 18 до 25 лет рейтинг информационных телепередач составляет всего 51%, то у пожилых новгородцев (старше 60 лет) он достигает 85 процентов.

На втором месте, с небольшим отставанием, в рейтинге зрительского интереса идут художественные фильмы - 71%. Интересно, что интерес к ним практически не меняется с возрастом, снижаясь только после 60-ти лет. Причем художественные фильмы примерно одинаково популярны и среди других социальных групп: сельских жителей и горожан, мужчин и женщин, респондентов с различным уровнем дохода.

Среди любимых жанров художественных телефильмов явным лидером является жанр комедии – 85% респондентов среди прочих предпочитают именно комедийные фильмы. Далее идут фильмы, которые можно объединить названием «советское кино» - 54% и детективы – 30%.

На третьем месте в рейтинге интереса к телепередачам – юмористические программы: 46% респондентов назвали их среди своих самых любимых. Отметим, что селяне чаще горожан готовы посмеяться перед экраном телевизора: 49% и 42% соответственно. 

 

18.12.02

Аудитория радиостанций

 

В одном из предыдущих обзоров исследований, проводимых МНОУ «Диалог», мы рассказали о зрителях телеканалов. Сегодня продолжим эту тему и поговорим о местных радиостанциях.

Сразу подчеркнем, что сейчас пойдет речь ни о рейтинге радиостанций  в прямом смысле: сколько человек в какое время слушают радио на конкретной волне. Мы обычно задаем другой вопрос: «К каким средствам массовой информации Вы относитесь с доверием?». Таким образом замеряется рейтинг доверия печатного издания, телеканала или радиостанции.

По уровню доверия вот уже несколько лет лидирует областное радио «Славия». В ноябре этого года рейтинг доверия радиостанции среди жителей Великого Новгорода составил 41%. На втором месте с 29% радио «Европа Плюс» и на третьем сразу две радиостанции набравшие по 15% голосов: «Старый порт и «Мелодия».

Какие же социальные группы чаще других считают эти радиоканалы заслуживающими доверие? Говоря об аудитории радио «Славия» можно выделить женщин (рейтинг доверия в этой группе составляет 46%), новгородцев со средним специальным образованием (48%), в возрасте от 45 лет до 54 лет (56%). Наибольшее же количество голосов эта радиостанция получила у пожилых жителей Великого Новгорода – 82% из них доверяют областному радио.

Среди аудитории слушателей радио «Европа плюс» более высокий рейтинг доверия характерен для мужчин (34%), респондентов с высшим и неполным высшим образованием (по 32%). Самые большие значения зафиксированы у молодежи в возрасте от 18 до 25 лет (61%) и, соответственно у учащихся и студентов (63%). Однако всех поклонников «Европы плюс» опередили военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов: 66% из них доверяют данной радиостанции.

Портрет наиболее доверяющих радио «Старый порт» слушателей можно охарактеризовать так: мужчины со средним и средним специальным образованием в возрасте 25-34 года. Для радио «Мелодия» обобщенный портрет уже такой: женщины с любым уровнем образования в возрастном диапазоне от 35 до 54 лет.

 

21.11.02

Зрители телеканалов

 

Один из регулярно задаваемых Центром исследований МНОУ «Диалог» вопросов звучит так: «Передачи каких телеканалов для Вас наиболее интересны?». Сегодня мы расскажем о том, какие местные телеканалы предпочитают различные социальные группы, или, другими словами, попробуем построить зрительский портрет.

Сразу отметим, что каждый из телеканалов смотрят представители всех групп населения. «Портрет зрителя» показывает только какая категория населения преобладает в аудитории конкретного СМИ.

Среди телезрителей, считающих одним из наиболее интересных передачи НГТРК «Славия», оказалось точно поровну мужчин и женщин, респондентов со средним и средним специальным образованием, в возрасте от 45 лет и старше, пенсионеров, с уровнем дохода от 1 000 до 1 500 рублей в месяц на члена семьи.

Портрет наиболее преданных зрителей канала «ТВС – Новгород, Ren-TV» выглядит так: мужчины со средним образованием, в возрасте от 25 до 34 лет, занятые в сфере промышленного производства, и с таким же уровнем дохода: от 1 000 до 1 500 рублей в месяц на человека.

Наибольшие зрительские симпатии по отношению к телеканалу «ТВС – Триада» отмечены в следующих социальных группах: женщины, лица со средним образованием, в возрасте 45-59 лет, работающие в области культуры, науки, образования, медицины, информации и финансов, со средним доходом в 1 500 – 2 000 рублей в месяц на человека.

Отметим, что зрители, которые считают наиболее интересными передачи телеканала «ИТС», практически равномерно распределены по всем социальным группам.

 

4.10.02

Средства массовой информации

 

Во время опроса населения Великого Новгорода в сентябре 2002 года Центр исследований МНОУ «Диалог» провел замер отношения респондентов к средствам массовой информации.

Опрашиваемым было задано два вопроса на данную тему. Отвечая на первый вопрос: «Отметьте, пожалуйста, те местные средства массовой информации, к которым Вы относитесь с доверием» можно было из предложенного списка выбрать не более 3-х вариантов ответов.

В результате было получено следующее распределение:

 

Газета "Новгород"

49%

Телеканал "Славия"

38%

Газета "Новгородские ведомости"

24%

Новая новгородская газета

23%

Радио "Славия"

20%

Радио "Европа Плюс"

14%

Газета "Вечевой центр"

11%

Телеканал "Триада"

9%

Радио "Мелодия"

8%

Интернет

7%

Газета "АиФ - Великий Новгород"

6%

Телеканал "ТВС-Новгород"

6%

Радио "Старый порт"

6%

Телеканал "ИТС"

1%

Другое

2%

 

Подчеркнем, что приведенное распределение не является рейтинговым в прямом понимании рейтинга средства массовой информации, а отражает степень доверия к данному СМИ среди всего населения города.

Второй вопрос звучал так: «Передачи каких телеканалов для Вас наиболее интересны?». Так же как и в предыдущем вопросе можно было выбрать не более 3-х пунктов из списка телеканалов.

 

ОРТ

61%

НТВ

60%

РТР

36%

Славия

24%

СТС

21%

Культура

15%

ТВС-Триада

10%

ТНТ

9%

ТВС-Новгород, RenTV

7%

МТВ

5%

Интернет

3%

ТВ-Центр

3%

Ничего не смотрю

4%

 

В разрезе социальных групп выделим только характерные отклонения какой-либо группы от общегородского распределения.

В рейтинге «доверия» нужно отметить группу до 25 лет, ставящую на третье место радио «Европа-плюс» (28%), и давших 15% рейтинг Интернету. Новгородцы в возрасте 60 и старше на второе место ставят радио «Славия» (50% при 54% у газеты «Новгород»). Респонденты с высшим образованием более часто склонны доверять «Новой новгородской газете» (32%) – третье место в данной группе. У респондентов со средним образование на третьем месте уже радио «Славия» (23%). Мужчины чаще отмечали в «списке доверия»  «Новую новгородскую газету», женщины же газету «Новгород», радио «Славия» и «Европа Плюс». Отметим, что мужчины в сумме отвечали «доверяю» реже, чем женщины.

В рейтинге интереса к телеканалам можно выделить следующее. Молодежи (до 34 лет) более других возрастных групп интересны каналы СТС, ТНТ, а группе до 25 лет еще и МТВ и Интернет. Для пенсионеров явный лидер ОРТ 66%, на втором месте «Славия» - 44% и достаточно высок рейтинг «Культуры» - 31%. Отметим «всплеск» интереса к НТВ в возрасте от 25 до 44 лет: 68 - 70%.

Хочется обратить внимание, что канал «Культура» набрал баллов больше среднего в группах неполное высшее (18%) и высшее (21%) образование.

Мужчинам наиболее интересен канал НТВ (64%), женщинам – ОРТ (61%). Последние чаще смотрят СТС (23% против 18%). В остальной - различия несущественны.

 

5.03.02

Оптимисты, пессимисты и СМИ

 

В проводимых Центром исследований МНОУ «Диалог» опросах населения мы часто задаем вопросы, напрямую не касающиеся рассматриваемой темы. Например, в одной из анкет, посвященный средствам массовой информации, мы задавали новгородцам вопрос: «Считаете ли Вы себя способным добиться успеха в жизни?». Назовем, условно, тех, кто ответил «Да» на этот вопрос оптимистами, а тех, кто ответил «Нет» - пессимистами и рассмотрим их отношение к новгородским газетам, радио и телевидению.

Прежде всего отметим, что оптимисты значительно чаще пессимистов отвечали «Да» на вопрос о доверии к различным СМИ. Однако наиболее интересны различия в оценках. Самая большая разность получена для радио «Нова»: оценка  этой радиостанции у  оптимистов на 23% выше, чем у пессимистов. Здесь главную роль сыграл тот факт, что большинство аудитории «Радио Нова» составляет молодежь, которая просто в силу своих лет не может смотреть на мир пессимистически. Далее следуют газеты: «Новая новгородская», «Вечевой центр» и та, которую Вы держите в руках. Это говорит о том, среди слушателей и читателей этих СМИ преобладают не разочаровавшиеся в жизненных перспективах, а те, кто смотрит вперед скорее с уверенностью, чем с опаской.

На другом полюсе – радио «Славия», газета «Новгород» и телеканал «ТВС-Новгород»: среди тех, кто доверяет данным СМИ, процентное соотношение пессимистов больше. Следовательно, те новгородцы, которые не уверены в собственных силах, чаще обращаются к этим информационным источникам.

В заключении необходимо отметить, что мы не готовы сделать однозначный вывод: определяет ли общее ощущение перспективы добиться успеха в жизни выбор телеканала, радиостанции, газеты, или более значимым является воздействие СМИ на настроение новгородцев или существуют другие причины. Надеемся, что в одном из следующих наших исследований мы проясним данный вопрос.
 

© 2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz