|
||||||||||
|
||||||||||
Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: dialog_v.novgorod@mail.ru Центр региональных и муниципальных исследований
Публикации. Индекс потребительских настроений
5.11.03 «Наш долг - это право, которое другие имеют на нас» Ф. Ницше Принято считать, что на Западе все живут в кредит. Развивается система кредитования и у нас. Как относятся к кредитам жители Новгородской области? Интервьюеры Центра исследований МНОУ «Диалог» задавали новгородцам такой вопрос: «При наличии такой возможности, взяли бы Вы кредит в банке для дорогостоящей покупки?». «Да» или «Скорее да» ответили 37% респондентов, «Нет» или «Скоре нет» - 54%. Причем наиболее консервативными, как ни странно, оказались городские жители: взять кредит готовы только 33%, тогда как в сельской местности на кредит согласились бы 42%. Каковы же плюсы и минусы покупок в кредит? К его основным достоинствам жители области относят то, что по-другому денег просто не накопить (27%), то, что сразу получаешь товар, а деньги выплачиваешь постепенно (18%) и то, что кредитование позволяет купить более дорогую вещь, чем мог бы себе позволить (12%). Кстати, среди достоинств покупок в кредит ссылка то, что так живут в цивилизованных странах, набрала только 9% голосов. Основными препятствиями на пути принятия решения о получении кредита респонденты назвали опасения в том, что потом не сможешь рассчитаться (22%), невыгодность кредита с точки зрения окончательной (с учетом процентов) стоимости приобретаемого товара (20%) и сложившиеся стереотипы – 11% жителей области ответили, что принципиально не берут в долг.
16.09.03 Индекс потребительских настроений
«Как оценивают жители Новгородской области экономическую ситуацию в России?» - постарался выяснить Центр региональных и муниципальных исследований МНОУ «Диалог» во время одного из последних опросов. Одним из эффективных способов такой оценки является измерение специального «Индекса потребительских настроений» (ИПН). Что же показали замеры этого индекса? Первое, что нужно отметить, это не только прекращение наметившегося в прошлом году падения ИПН, но и то, что оценка населением экономической ситуации в стране достигла своего наивысшего уровня за последние 6 лет, достигнув отметки в 89 баллов. Хотя, конечно, до идеала (а он равен 200-м баллам) еще очень далеко, но рубеж в 100 баллов, когда число оптимистических оценок превысит уровень пессимистических, кажется не таким уж и недостижимым. Особенно если сравнить с 1998 годом, когда после обрушившегося на страну дефолта индекс составлял всего 43 пункта. Интересно, что респонденты, оценивают ближайшие перспективы улучшения собственного материального положения на 10% ниже, чем перспективы развития экономики страны. То есть, по мнению новгородцев, происходящие позитивные перемены в российской экономике еще не скоро коснутся их личного благосостояния. Отметим, что наряду с общим ростом значения ИПН, зафиксировано уменьшение числа тех респондентов, кто считает, что сейчас хорошее время для крупных покупок: с 20% в 2002 году до 15% в 2003 году.
2.10.02 Какое сейчас время для крупных покупок
В своих опросах Центр исследований МНОУ «Диалог» отслеживает динамику так называемого Индекса потребительских настроений (ИПН) населения. Очередной такой замер мы проводили в сентябре этого года. Основное, что дает расчет индекса – определение оценки населением экономической ситуации в стране. Одна из составляющих рассматриваемого индекса – готовностью населения тратить свои сбережения на крупные покупки: мебель, бытовая техника и электроника и т.п. Что сейчас хорошее время для таких покупок ответили 20% респондентов, 29% - что не хорошее, но и не плохое, и 36% - что плохое. То есть число отрицательных оценок на 16% превышает число положительных. Однако все познается в сравнении. Год назад положительно ответили на тот же вопрос только 10% новгородцев и 45% - ответили отрицательно. То есть превышение негативных оценок составляло 35%. Таким образом, можно говорить о заметном росте потребительских настроений новгородцев в сфере крупных покупок. Если посмотреть на этот вопрос в разрезе социальных групп, то наибольшее количество тех, кто говорит, что сейчас хорошее время для крупных покупок среди возрастной группы от 35 до 45 лет (27%), работающих в промышленности или на транспорте (25%). Это если не рассматривать самой обеспеченной прослойки нашего общества – там число положительных ответов достигает 50%. Интересно и то, что мужчины чаще женщин говорили о хорошем времени для крупных покупок: 22% против 18%.
8.05.02
В одной из своих анкет Центр исследований МНОУ «Диалог» предложил старшеклассникам и учащимся профтехучилищ вопрос: «Предположим, что у тебя появились свободные деньги, например, миллион рублей. Как бы ты распорядился ими?». Можно было выбрать не более 3 ответов из приведенного списка или предложить свой вариант. Аналогичный вопрос мы задавали и раньше: в 1994 и 1996 годах. В 1994 году половина молодежи предпочла приобрести что-нибудь из вещей, 34% - обменять рубли на доллары и 33% – организовать свое дело. Через два года ситуация немного изменилась: все также на первом месте был вариант покупок, на второе вышло «потратил на путешествие» - границы открывались и мир манил молодежь. Организовать свое дело все также была готова примерно треть опрошенных молодых людей. За годы, прошедшие с тех пор до наших дней, изменилась и страна и потребности подрастающего поколения. Порадовали учащиеся ПТУ: в 2002 году 42% из них готовы вложить деньги в организацию своего дела. Причем они одновременно готовы и подстраховаться: 39% отложили бы на «черный день» и 36% купили бы жилье. По-другому распределились первые места среди предпочтений старшеклассников общеобразовательных школ и гимназий. Учащиеся старших классов скорее доверят свои деньги родителям (39%), купят жилье (33%) или осуществят свою тягу к путешествиям (31%). Вложения в организацию собственного бизнеса заняли только четвертое место. Зато почти треть школьников готова профинансировать свое дальнейшее обучение. Учащиеся ПТУ в большинстве считают получаемое ими специальное образование достаточным: готовы вкладывать деньги в свою учебу готовы только 19%. Жизнь за рубежом привлекает 14% старшеклассников и только 4% учащихся профтехучилищ. С учетом того, лишь 5% учащихся ПТУ выбрали вариант «потратил на путешествия» (против 31% учащихся школ) и первого места среди предпочтений варианта «организовал свое дело», можно утверждать, что выбор молодежью рабочих специальностей определяет «привязку» к родным местам. Интересен процент тех, кто на предложенный вопрос выбрал ответ «отдал на благотворительность». В среднем один из десяти подростков (учащиеся ПТУ – 7%, школьники – 11%) выбрал этот пункт. Повторим, что можно было выбрать только три пункта, а это значит, что около 10% молодежи считают благотворительность не просто полезной, а именно приоритетной деятельностью.
19.12.01 Сколько стоит уверенность в завтрашнем дне
Сегодня мы продолжим начатый в прошлом номере разговор об индексе потребительских настроений (ИПН), показывающем поведение жителей Великого Новгорода как потребителей, их оценку экономики. Рассмотрим, как распределились значения ИПН в разрезе социальных групп. От того, чем занят человек, зависит и его оценка экономической ситуации в стране. Так, студенты и учащиеся дают положительный рост на 7 пунктов к средней оценке (которая равна 86 пунктам), а пенсионеры и неработающие – отрицательный: -5. Это и неудивительно: несмотря на уже неоднократное повышение пенсий за последнее время, ветераны остаются самой мало защищенной социальной группой. С другой стороны, не может не радовать положительная динамика оценки экономической перспективы не только учащейся молодежью, но и в целом теми, кто еще не достиг 25-летнего рубежа: их оценка возрастает до плюс 9 по сравнению со средней. Распределение ИПН по уровню дохода на члена семьи подтверждает существование границы в 1500 рублей (подчеркнем, что это не размер зарплаты или пенсии, а именно доход на каждого члена семьи), которая, как отмечалось в предыдущих публикациях, на сегодняшний день является критической как для оценки собственной уверенности, так и экономики в целом. Значение индекса, падающее на 6-12 пунктов у малообеспеченных новгородцев, достигает среднего значения у тех, кто относит себя к группе с доходом от 1500 до 2000 рублей на человека. Однако доход в 1500 рублей на члена семьи означает лишь относительную стабильность: значение ИПН превышает границу благополучия в 100 баллов только у тех, кто имеет доход свыше 2000 рублей в месяц на члена семьи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для обретения уверенности в экономической стабильности семьи, нужно чтобы сегодня в семейном бюджете было не менее, чем по 2000 рублей в месяц на каждого.
11.12.01 Потребительские настроения новгородцев
С 1998 года Центр исследований МНОУ «Диалог» отслеживает динамику так называемого Индекса потребительских настроений (ИПН) жителей Великого Новгорода и области. Он рассчитывается на основе ответов респондентов на пять специальных вопросов о текущем и предполагаемом будущем, материальном положении семьи, об ожидаемом развитии экономики страны и об оценке условий для крупных покупок. Эта методика, разработанная в США более полувека назад, позволяет учитывать влияние населения на развитие экономики, его поведение как потребителя. Индекс может принимать значения от 0 до 200. ИПН равен 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию, и равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Значения индекса ниже 100 означают преобладание негативных оценок в обществе. В таблице ниже приведены значения Индекса потребительских настроений жителей Великого Новгорода по годам:
Можно сказать, что для новгородцев в течение последних трех лет характерен устойчивый рост положительных оценок экономической ситуации. Конечно, можно сказать, что при сохранении такой динамики максимальная положительная оценка в 200 баллов может быть достигнута только к 2008 – 9 годам. Но такая оценка, скорее всего, и недостижима: в США, например, значение ИПН далеко не всегда превышает границу благополучия в 100 баллов. Таким образом, несмотря на общую отрицательную оценку развития экономики страны новгородцами, есть надежда, что они когда-нибудь поставят «пятерку» экономической политике России.
9.10.01 Потребительские настроения новгородцев в начале сентября 2001 года
В ходе социологического мониторинга жителей Великого Новгорода просили оценить, как изменилось материальное положение их семьи за последние шесть месяцев. Почти половина опрошенных ответили, что их материальное положение осталось без изменений; 29 % ответили, что материальное положение скорее ухудшилось и скорее улучшилось материальное положение для 13 % опрошенных. На вопрос о том «Как измениться Ваше материальное положение в предстоящие шесть месяцев?» варианты ответов распределились следующим образом: 10 % ответили, что улучшиться, 23 % - ухудшиться, 33 % опрошенных предположили, что материальное положение их семьи останется без изменений, а 34 % респондентов затруднились ответить. На вопрос относительно перспектив экономики всей страны в следующем году половина опрошенных ответить затруднилась, 26 % предположили, что все останется без изменений; 13 % опрошенных предполагают улучшение ситуации и 17 % ждут перемен в сторону ухудшения. Наибольшее количество затруднений вызвал вопрос, в котором предлагалось предложить какими будут для экономики нашей страны следующие пять лет: 61 % респондентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить». На основании вышесказанного можно сделать вывод, что новгородцы в своих оценках не склонны к приукрашиванию, а также к панике и конфликтности. Материальное положение большинства относительно стабильно и предсказуемо на ближайшие полгода.
Охотно отвечают на вопросы о
ближайшем будущем относительно близкого окружения / узкого масштаба / жизни в
своем регионе, и уклоняются от определенных ответов / точных о жизни страны в
целом. |
||||||||||
© 2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ" |