Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: olgaleonteva@mail.ru

Центр гражданских инициатив

 

Анализ базы данных "КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ" на основе теста Р.Кеттелла

 

Авторы проекта:

Ольга Владимировна Леонтьева

Сергей Борисович Леонтьев

 

Руководитель проекта:

Александр Иванович Жуковский

Оглавление

Введение

1. Анализ индивидуальных портретов

2. Анализ групповых портретов

Лидерские факторы

Особенности социальных контактов

Особенности процессов мышления

Самоконтроль

Мотивация и работоспособность

3. Сравнение типовых и индивидуальных профилей

4. Формирование числовой оценки по данным тестирования

5. Мониторинг по результатам тестирования

6. Распределение максимальных и минимальных значений факторов

Заключение


Введение

 При выполнении этого задания мы воспользовались базой данных «Кадровый потенциал» МНОУ «Диалог», содержащей более 2500 записей, собранных примерно за пять лет и постоянно пополняющуюся. База данных (БД) включает в себя информацию об испытуемых, включая результаты психологического теста Р.Кеттелла.

При проведении тестирования использовалась программа 17ЛФ - автоматизированный русскоязычный вариант теста 16РF Кеттелла, дополненный служебной шкалой «социальной желательности». В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов.

Преимущества системы 17ЛФ по сравнению с другими ручными и компьютеризованными вариантами теста:

  1. Сочетание индивидуального компьютерного тестирования с возможностью машинной обработки бланков массовых опросов.

  2. Использование психометрически корректного и более мощного ключа: пункт дает вклад в баллы нескольких факторов.

  3. Автоматический контроль достоверности в ходе теста.

  4. Наличие базы данных с гибкой идентификацией групп.

  5. Наличие средств просмотра базы и возможности построения  типового профиля для заданной группы.

  6. Множество способов  немедленной  и  отсроченной  интерпретации профилей:

в виде профильного листа в стенах,

в терминах личностных рекомендаций испытуемым,

в терминах личностных черт,

в терминах базовых черт - путем интеграции  профиля  в  системе ТЕЗАЛ,

в терминах  типовых  профилей  профессиональных  и  клинических групп,

в виде профессионального заключения.

  1. Система позволяет самостоятельно расширять (сужать) банк типовых профилей.  Пока  версия  теста  снабжена иллюстративными образцами профилей, выведенных Кеттеллом на американской популяции, а также  несколькими профилями, полученными на нашей выборке.

  2. Пользователь  может  сравнивать индивидуальные профили из базы данных.

  3. Система снабжена  средствами  защиты  от несанкционированного доступа (сменный пароль, идентификатор копии).

Пользователь  обслуживается  справочной  системой  в режиме меню-диалога с удобной хелп-информацией (подсказками).

17ЛФ аттестована  на заседании аттестационной комиссии при секции компьютерных методик МО ОП  СССР.  Рецензенты  -  д.м.н.  Ф.Б.Березин, к.п.н. И.В.Ермакова.

 

1. Анализ индивидуальных портретов

 

В программе реализован довольно сложный алгоритм интерпретации.  Не вдаваясь в подробности,  отметим, что каждая шкала (кроме SD) снабжена 8-ю дескрипторами (по 4 на низкий и высокий полюс),  отобранными с помощью тезауруса личностных прилагательных (Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю.  Практикум по экспериментальной психосемантике.  Тезаурус личностных черт.  - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988). Всего используется,  таким образом, 128 дескрипторов. Каждый из 128-ми дескрипторов снабжен вектором весов - нагрузками (положительными или отрицательными)  по  каждой из 16 шкал (т.  е.  используется матрица весов размерности 128 на  16).  Программа  выделяет  дескрипторы,  набравшие максимальный «вес» по совокупности 16-ти шкал. Этот процесс носит итеративный характер.  Количество итераций зависит от степени акцентуированности  профиля.  «Сглаженные» профили требуют большего числа итераций,  чем сильно акцентуированные.  Процесс заканчивается, когда будет набрано некоторое число дескрипторов,  обладающих «весом», превышающим определенное пороговое значение.

После этого результаты обработки (список личностных черт,  снабженных поведенческим толкованием) становятся доступны в  окне  просмотра.  Дескрипторы выдаются на экран построчно в порядке уменьшения их «веса».

Используемое нами программное обеспечение позволяет строить индивидуальный портрет каждого респондента. Отметим, что исходная программа дает индивидуальный портрет в виде подробного отчета с описанием каждой характеристики. Нами была разработана программа обработки, позволяющая получить портрет испытуемого в виде таблицы, дающей более наглядное представление психологических характеристик, что наиболее удобно для практической работы психолога (см. рис. 1). Заметим также, что факторы I, L и O нами инвертированы, т.е. просто поменяны местами левая и правая части шкалы, что никак не отражается на их интерпретации.

Индивидуальные портреты используются нами как для получения «моментального снимка» личности, так и для отслеживания изменений психологических факторов в динамике. Наблюдение за этими изменениями помогает психологу в психологическом консультировании респондентов (в динамике см. рис.2). Интересным видится также использование мониторинга для выявления влияния внешних воздействий (события в личной жизни, повышение квалификации, возрастные изменения и т.п.) на изменение тех или иных факторов. Здесь важно установление соотношений между внешними воздействиями и изменившимися факторами. В этом нам помогает анализ групповых портретов.

 

Рисунок 1. Карточка респондента

  Данные теста Кеттелла
                       
Респондент   Ильенко Сергей Григорьевич
                       
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
Лидерские факторы 
E Подчиненность, принятие вины на себя, тревожность . . . . . . . # . . Самоуверенность, упрямство, авторитарность
I Реалистичность, некоторая жесткость . . # . . . . . . . Мягкость, утонченность, зависимость, артистичность
O Хладнокровность, уверенность в себе . # . . . . . . . . Беспокойство, тревожность, склонность к депрессии
Q2 Зависимость от группового давления, соц. одобрения . # . . . . . . . . Независим, предпочитает собственные решения
Особенности социальных контактов
A Замкнутость, отсутствие близких людей . . . . . . # . . . Открытость, общительность, готовность к сотрудничеству
F Осторожность, рассудительность . . . . . # . . . . Импульсивность, беспечность, веселость
H Застенчивость, не склонен к риску, боязнь неуспеха . . . . . . . . # . Активность в установлении контактов, склонность к риску
L Благожелателен, доверчив, легко ладит с людьми . . # . . . . . . . Подозрительность, самомне-ние, эгоцентризм, осторожность
Особенности процессов мышления
M Практичность, добросов-сть, некоторая ограниченность # . . . . . . . . . Развитое воображение, высокий творческий потен-л
N Непосредственность, прямолинейность . . . . # . . . . . Расчетливость, проницательность
B Ригидность и некоторая конкретность мышления . . . . # . . . . . Абстрактность, сообразит-ть, быстрота обучаемости
Q1 Консервативность, не ищет нового, знает во что верить . . . . . . . # . . Критич-ть, аналит. мышление, склонностьть к эксперим.
Самоконтроль
G Не делает усилий по выпол-ю групп-х норм, неорганизован . . . . . . # . . . Осозн. соблюдение норм и правил, настойчивость
Q3 Недисциплинированность, внутренняя конфликтность . . . . . . . . . # Развитый самоконтроль, хорошо контролирует эмоции
Мотивация и работоспособность 
D Низкая устойчивость к фрустрации, утомляемость . . . . . . . . # . Выдержанность, работоспособность
Q4 Расслабленность, низкая мотивация, невозмутимость # . . . . . . . . . Напряженность, энергетич. заряженность
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
                       
Значимо близкие группы   Коэффициент корреляции
Руководители высшего звена (Россия)   0,96  
Линейные руководители (Россия)   0,95  
Руководители среднего звена (Россия)   0,93  
Инженеры (Россия)   0,92  
Руководители в коммерции (Россия)   0,90  
Юристы (Россия)   0,89  
Учителя (Новгород)   0,88  
Бухгалтера, экономисты (Россия)   0,87  

 

Рисунок 2. Сравнительный анализ данных психологического теста Кеттелла

 

 2. Анализ групповых портретов  

Анализ групповых портретов мы посмотрим на примере слушателей курсов по специальности «Менеджер по управлению территорией»

Начиная с 1997 года в Новгороде по инициативе Администрации и городской Думы началось создание Товариществ собственников жилья (ТСЖ): объединение владельцев приватизированных квартир многоквартирного дома или нескольких рядом расположенных домов с целью взятия на себя функцию по обслуживанию этих домов.

Для этого необходимо было найти энергичных, деловых людей, готовых взяться за создание кондоминиумов и на их основе - ТСЖ. Подготовка будущих «домоуправов» (по российскому классификатору профессий: «менеджер по управлению территорий») была поручена отделению курсовой подготовки МНОУ «Диалог». Обучение проводилось на бесплатной основе. Для поступления на курсы необходимо было соответствовать минимальным формальным параметрам, пройти собеседование и психологическое тестирование. Во время всего существования программы (с января 1997 года по январь 1999 года) проводилась активная PR-компания по данной проблеме.

После этого небольшого вступления перейдем к рассмотрению психологического портрета слушателей по специальности «Менеджер по управлению территорией», обычно называемых курсами ТСЖ.

Сразу отметим большое сходство психологических портретов всех групп слушателей курсов. Это объясняется прежде всего тем, что разъяснительная компания в средствах массовой информации, консультации перед поступлением на курсы давали достаточно полную картину того, чем придется заниматься выпускникам курсов, и человек еще до поступления сам сравнивал свои возможности с предъявляемыми к профессии домоуправа требованиями.

Рассмотрим психологические характеристики по принятой у нас группировке.

Лидерские факторы

Фактор E (самоуверенность, среднее значение (СЗ) - 6,2). Слушатели курсов ТСЖ показали, что для них характерна самоуверенность, доминантность выше среднего уровня. Ведь им придется самим не только организовать собрания жильцов, но и сделать так, чтобы их на этих собраниях выбрали в председатели ТСЖ (это выборная должность). Кстати, группа ТСЖ попала в тройку лидеров по максимальному значению этого фактора.

Фактор I (реалистичность, СЗ - 6,9). Характеризует будущих менеджеров как уверенных в поступках, стремящихся к независимости прагматиков. При реалистичности суждений им присуща некоторая жесткость и самоуверенность.

Фактор О (хладнокровность, СЗ - 7,3). Начиная новое дело, хорошо быть уверенным в его успехе, по крайней мере в той части, которая зависит только от тебя самого. Учащиеся как раз и показали свое спокойствие, уверенность в себе, хладнокровность.

Фактор Q2 (независимость, СЗ - 4,1) - наиболее низкое значение среди других лидерских характеристик. Это обусловлено опять же тем, что должность домоуправа - выборная. Прежде всего, ему предстоит работать для удовлетворения потребностей других людей. Отсюда зависимость от чужого мнения, предпочтение к принятию решений вместе с другими людьми, ориентировка на социальное одобрение.

Суммируя вышесказанное отметим, что по лидерским качествам слушатели курсов ТСЖ не противоречат психологическому портрету человека, готовящегося стать руководителем товарищества собственников жилья. 

Особенности социальных контактов

Фактор А (открытость, СЗ - 6,8). Вполне ожидаемое высокое значение по готовности к сотрудничеству, естественности в обращении, внимательности к людям, доброте и уживчивости. Это очень хорошо характеризует человека, готовящегося к публичной, в значительной мере, деятельности. По этому фактору одна из групп ТСЖ попала в тройку групп, имеющих максимальное значение.

Фактор F (беспечность, СЗ - 5,0). Значение, близкое к общему среднему. Характеризует слушателей курсов, как балансирующих между импульсивностью, беспечностью, жизнерадостностью, беззаботностью, с одной стороны и, с другой стороны, осторожностью, рассудительностью, сдержанностью, суровостью.

Фактор Н (активность СЗ - 6,7). Достаточно высокое среднее (опять одна из групп в тройке лидеров) говорит о смелости, склонности к риску, готовности иметь дело с незнакомыми вещами. Все это неплохо для людей, готовых взяться за совершенно новое ( для большинства) дело.

Фактор L (благожелательность, СЗ - 7,5). Хорошо характеризует высокий фактор L рассматриваемую категорию респондентов: умение ладить с людьми, хорошо взаимодействовать в коллективе, отсутствие чрезмерной зависимости, забота о других. Ведь, как показывает опыт, жильцы больше всего боятся как раз тех, кого можно охарактеризовать одним из качеств низкого фактора L: направленность интересов преимущественно на самого себя.

Таким образом, в сфере социальных контактов слушателей курсов ТСЖ заявили о себе, как об открытых людях, склонных сотрудничать и взаимодействовать с жильцами, готовых взяться за новое рискованное дело, не проявляя при этом излишней беспечности. 

Особенности процессов мышления

Фактор М (воображение, СЗ - 3,2). Достаточно низкое значение: сразу три группы слушателей курсов ТСЖ в списке, имеющих одно из трех минимальных значений по этому фактору. Поэтому можно однозначно говорить об их практичности, ориентированности на реальность, стремлении соблюдать общепринятые нормы, внимание к мелочам. Единственный недостаток, который здесь видится, это то, что слабое воображение не позволит найти не тривиальные выходы из возникающих ситуаций.

Фактор N (расчетливость, СЗ - 5,8). По этому фактору будущие домоуправы попадают в группу «середнячков»: нет отклонений ни в сторону расчетливости, искушенности, цинизма, ни в сторону непосредственности, прямолинейности, грубости.

Фактор B (абстрактность мышления, СЗ - 4,8). Опять же близкое к среднему общему значению. Действительно, по отзывам преподавателей большинство из слушателей нельзя было отнести ни к продвинутым, ни к отсталым ученикам - достаточно средний уровень способности к обучению.

Фактор Q1 (аналитическое мышление, СЗ - 6,0). Оценка чуть выше генерального среднего говорит о наличие задатков аналитического и критического мышления, стремлении к пересмотру существующих принципов (действительно, ведь ТСЖ ломают сами основы ЖЭУ, ЖЭКов, МУЖЭПов и т.п.), склонности к экспериментированию.

По  особенностям процессов мышления слушатели курсов ТСЖ показали, в основном, близкие к общим средним значения. Наиболее выраженным оказался фактор М: явная практическая жилка у большинства учащихся. 

Самоконтроль

Фактор G (соблюдение правил, СЗ - 7,9). Будущие домоуправы заявили о себе, как о имеющих такие качества, как осознанность принятых решений и упорство в достижении цели, ответственность, обязательность, стремление придерживаться установленных правил и поступать в соответствии с принятыми ценностными ориентациями. Наличие таких качеств значительно уменьшит количество личностных проблем в будущей работе.

Фактор Q3 (самоконтроль, СЗ - 8,0). Снова представители курсов ТСЖ нашли место в тройке лидеров по фактору Q3. Эти качества пригодятся будущим председателям правлений ТСЖ: дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями, забота о своей общественной репутации.

Подытоживая вышесказанное отметим, что проблем с самоконтролем у рассматриваемой группы респондентов быть не должно.  

Мотивация и работоспособность

Фактор С (работоспособность, СЗ - 7,1). Каждый поступающий на курсы прошел подробное собеседование, на котором, кроме прочего, ему подробно объяснили и дали почитать о том, что и сколько предстоит сделать в будущем. Поэтому только люди с достаточно высокой работоспособностью, реалистичностью и спокойствием приступили к учебе на курсах.

Фактор Q4 (напряженность, СЗ - 3,6). Снижение оценки по данному фактору в сторону расслабленности, удовлетворенности, невозмутимости объясняется прежде всего уверенностью в своих силах перед будущей работой. Хотя вялость и недостаточная мотивация могут сыграть плохую роль в предстоящей профессиональной деятельности.

Таким образом, говоря о мотивации и работоспособности, отметим высокую готовность к работе на фоне расслабленности состояние подготовленного спортсмена перед ответственным стартом.

В заключении этого раздела отметим, как использовались результаты тестирования в работе курсов. Тестирование проводилось перед поступлением на курсы и психологический портрет новой учебной группы мог получить любой преподаватель перед началом занятий для формирования представления о группе. Индивидуальные портреты использовались преподавателем-психологом для психологического консультирования и организации тренинга по проведению общего собрания жильцов и дальнейшей работы с ними, в том числе и психологические портреты.

Все данные о закончивших курсы занесены в компьютерную базу данных. Во всех вновь сдаваемых в г. Новгороде домах Администрация рекомендует сразу создавать кондоминиум и ТСЖ. Заинтересованные лица могут получить доступ к этой базе данных для подбора нужного им дипломированного специалиста, в том числе и по его психологическим особенностям. Естественно, что при работе с базой данных конкретные фамилии респондентов скрыты до тех пор, пока не будет сделан выбор в пользу одного кандидата в домоуправы. Так как всего записей в БД более 600, то предусмотрен отбор по любым критериям, например: открытость - не менее 7, беспечность - менее 4, соблюдение правил - не менее 8, место жительства - в районе проспекта Мира, возраст - не моложе 30 и не старше 50. Несколько щелчков мышкой - и на экране появится список респондентов, удовлетворяющих указанным критериям.

Анализ групп ТСЖ показывает правомочность использования типовых профилей. За два года осуществления программы по тестированию слушателей курсов не отмечалось тенденции значимого изменения портрета группы «Слушатели курсов ТСЖ» (см. рис. 3, рис. 4, рис. 5). 

 

Рисунок 3. Сравнительный анализ данных теста Кеттелла первых слушателей по специальности "Менеджер по управлению территорий"

 

Рисунок 4. Сравнительный анализ данных теста Кеттелла последних слушателей по специальности "Менеджер по управлению территорий"

 

Рисунок 5. Сравнительный анализ данных теста Кеттелла первых и последних слушателей по специальности "Менеджер по управлению территорий"

 

Для того, чтобы продемонстрировать значимость различия типовых групп приведем график сравнительного анализа  данных теста Кеттелла слушателей по специальности "Менеджер по управлению территорией" и школьников гимназии "Новоскул" (см. рисунок)

 

3. Сравнение типовых и индивидуальных профилей 

 

Типовые (групповые) профили. Еще одна возможность предоставляемая компьютерной программой тестирования - возможность сравнения между собой множеств стенов, описывающих психологический портрет (профиль) респондента или группы.

В «17ЛФ»  использована  методика  отнесения  к типу,  основанная на расчете коэффициента подобия структуры профиля (Rp):

            (E + D) - d

Rp =   ------------------,

            (E + D) + d

где E - случайная ожидаемая сумма квадратов  разностей  по  16  шкалам профиля (SD не учитывается)

D - сумма квадратов разностей между типовым профилем и  населением в целом

d - сумма квадратов разностей между индивидуальным и типовым  профилем.

 

Сравнение происходит путем вычисления коэффициента подобия между профилями какого либо респондента и группы или ее членов. Коэффициент подобия может принимать значения от -1 (полное несовпадение) до 1 (полное совпадение). Практически можно говорить о том, что профиль респондента значимо близок (при Rp>0) или значимо далек (Rp<0) по отношению к рассматриваемому профилю. Rp вычисляется при доверительной вероятности 95%. Программа рассчитывает коэффициент Rp последовательно для всех хранящихся в банке типовых профилей,  и полученные значения сортируются в порядке убывания. 

После этого программа выдает в окно просмотра результатов  отдельно названия всех значимо близких и всех значимо далеких для данного испытуемого типовых профилей в порядке  убывания  значимости  коэффициента подобия, например:

 

Респондент: Иванов И.И.

Значимо близкие профили:

        Инженеры, Rp=0,84;

        Ориентировщики, Rp=0,62;

        Слушатели курсов ТСЖ, Rp=0,47;

Значимо далекие профили:

        Стюардессы, Rp= -0,41;

        Библиотекари, Rp= -0,38.

 

Практика показывает,  что  сглаженные  индивидуальные  профили дают много значимо близких типовых профилей и мало (или даже совсем не  дают) значимо далеких.  Обратное характерно для профилей с большим количеством пиков.  Поэтому в банк типовых профилей специально введен профиль под названием «Средний по популяции профиль» - 5.5 стенов по всем шкалам.

В составе данной версии «17ЛФ» поставляется около 60 типовых профилей,  полученных Кеттеллом и его сотрудниками на различных  профессиональных и клинических выборках в США,  Великобритании и Австралии. Валидность этих профилей для отечественной популяции никем не изучалась, и  поэтому поставляемый пользователю банк типовых профилей носит чисто иллюстративный характер и призван стимулировать интерес пользователя к самостоятельной работе по созданию типовых профилей.

Нами была проведена большая работа по созданию собственной базы типовых профилей, что позволяет повысить достоверность анализа соответствия индивидуальных и групповых портретов. В настоящее время в нее входят 55 построенных нами типовых профиля и эта работа продолжается.

 

Сравнение индивидуальных профилей. Аналогично, сравнивая профиль респондента с индивидуальными профилями членов его группы (или любой другой) мы можем получить список значимо близких и значимо далеких к нему профилей отдельных членов группы.

Аналогично работе режима сравнения с типовыми профилями  происходит расчет  коэффициента  подобия  Rp для всех хранящихся в указанной базе протоколов. Отметим, что первым в списке значимо близких портретов будет сам респондент с Rp=1.

После этого  программа выдает в окно просмотра результатов отдельно все значимо близкие профили в порядке убывания  сходства  с  выбранным протоколом,   а  потом  все  значимо  далекие  -  в  порядке  убывания несходства.

На основании  полученных  данных  о  сходстве/несходстве личностных профилей психолог может,  например, решать вопрос о формировании диад, групп, команд и т. п..

 

4. Формирование числовой оценки по данным тестирования

 Использовании данных теста Кеттелла возможно и для получения формального числового параметра, являющегося оценкой определенных качеств испытуемых. Перед нами стояла задача провести один из этапов конкурсного отбора школьников для поездки на учебу в США. Экспертным путем из 16 факторов теста Кеттелла были отобраны следующие шесть: 

Фактор

Описание

A

Открытость, общительность, готовность к сотрудничеству

B

Абстрактность мышления, сообразительность, быстрота обучаемости

G

Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость

H

Активность в установлении контактов, склонность к риску

L

Благожелательность, доверчивость, легко ладит с людьми

Q3

Развитый самоконтроль, хорошо контролирует свои эмоции

После прохождения всеми участниками конкурса компьютерного тестирования, разработанная нами программа из всего множества отбирала стены, соответствующие вышеперечисленным факторам и вычисляла их среднее значение. Округленное среднее и являлось оценкой на данном этапе конкурсного отбора. Итоговая таблица по данным тестирования представлена на рисунке 6.

Российская академия государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Новгородская кафедра
               
Итоговая таблица по данным тестирования

Группа: Рочестер

            Октябрь 1994 года
  Факторы  
Фамилия Имя Отчество A B G H L Q3 Оценка
Респондент 01 8 8 5 7 7 6 7
Респондент 02 10 6 6 9 6 5 7
Респондент 03 10 5 4 10 6 4 7
Респондент 04 7 7 6 5 6 6 6
Респондент 05 9 5 7 7 7 7 7
Респондент 06 9 8 3 9 6 5 7
Респондент 07 8 7 6 8 10 7 8
Респондент 08 6 7 6 6 10 9 7
Респондент 09 5 7 9 3 6 7 6
Респондент 10 10 8 6 8 8 6 8
Респондент 11 9 7 4 9 4 4 6
Респондент 12 10 7 8 8 7 8 8
Респондент 13 8 6 5 8 9 9 8
Респондент 14 9 5 4 10 8 6 7
Респондент 15 5 5 6 5 6 6 6
Респондент 16 7 6 10 5 6 7 7
Респондент 17 9 8 5 10 7 8 8
Респондент 18 9 7 4 8 7 6 7
Респондент 19 10 4 2 9 6 5 6
Респондент 20 8 5 5 9 1 3 5
Респондент 21 10 5 6 10 6 5 7
Респондент 22 8 5 7 8 8 8 7
Респондент 23 6 4 7 5 7 7 6
Респондент 24 10 5 4 10 7 7 7
Респондент 25 10 1 8 10 10 10 8
Респондент 26 7 5 8 6 7 7 7
Респондент 27 4 9 7 6 6 7 7
Респондент 28 7 4 7 8 7 9 7
Респондент 29 4 7 7 5 7 7 6
Респондент 30 10 7 2 9 6 3 6
Респондент 31 8 5 5 8 7 5 6
Респондент 32 10 8 5 8 4 4 7
Респондент 33 10 6 1 9 6 1 6
Респондент 34 10 3 5 8 7 6 7
Респондент 35 9 7 4 9 8 6 7
Респондент 36 5 4 6 6 9 8 6
Респондент 37 6 5 7 6 6 6 6
Респондент 38 6 9 1 7 8 4 6
Респондент 39 8 4 7 8 8 9 7
Респондент 40 10 6 3 10 2 3 6
Респондент 41 10 7 3 10 6 5 7
Респондент 42 4 7 5 6 6 4 5
Респондент 43 6 6 7 6 10 9 7
Респондент 44 10 5 7 6 4 5 6
Респондент 45 7 8 6 6 5 4 6
Респондент 46 5 9 7 6 7 8 7
Респондент 47 9 8 6 9 10 9 9
Респондент 48 8 8 6 7 6 7 7
Респондент 49 9 8 6 7 6 7 7
Респондент 50 9 7 6 9 6 6 7
Респондент 51 7 5 8 7 9 8 7
Респондент 52 10 5 7 9 7 8 8
Респондент 53 4 6 7 5 10 8 7
Респондент 54 9 4 8 9 10 9 8
Респондент 55 6 5 7 6 8 9 7
Респондент 56 9 8 4 8 10 5 7
Респондент 57 6 7 6 5 6 6 6
Респондент 58 7 5 8 8 7 9 7
Респондент 59 3 7 5 3 6 4 5
Респондент 60 10 8 2 10 9 6 8
Респондент 61 8 8 5 8 10 8 8
Респондент 62 6 7 9 6 10 9 8
Респондент 63 8 5 6 7 8 6 7
Респондент 64 10 7 7 10 9 9 9
Респондент 65 8 6 6 7 7 6 7
Респондент 66 7 6 5 8 8 7 7
             
Среднее значение 7,9 6,2 5,7 7,5 7,1 6,5 6,9
             
Оцениваемые факторы:              

Фактор A: Открытость, общительность, готовность к сотрудничеству

   

Фактор B: Абстрактность мышления, сообразительность, быстрота обучаемости

Фактор G: Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость

Фактор H: Активность в установлении контактов, склонность к риску

   

Фактор L: Благожелательность, доверчивость, легко ладит с людьми

   

Фактор Q3: Развитый самоконтроль, хорошо контролирует свои эмоции

 

Оценка - среднее значение по шести факторам

         

 

Возможен и другой подход для получения формальной оценки респондента по результатам тестирования. Аналогично отбираются значимые факторы и по каждому из них для конкретного респондента строится таблица, в которой вместо конкретного значения фактора указывается, превышает ли он пороговое значение. Причем, в зависимости от того, высокое или низкое значение фактора является предпочтительным в психологическом портрете конкурсанта, отмечается, соответственно, его превышение или занижение. Как правило, пороговыми являются значения стенов 7 и более или 3 и менее.

Например, для оценки были выбраны такие качества:

1.      Осторожность, рассудительность - низкий фактор F;

2.      Абстрактность мышления, обучаемость - высокий фактор В;

3.      Развитый самоконтроль - высокий фактор Q3;

 И т.д.

Тогда «+» каждый из испытуемых получит за каждый из выбранных факторов: если у него будет F£3, B³7, Q3³7 и т.д. Проиллюстрируем высказанное таблицей.

Таблица 1

Конкурсант

Факторы (даны для примера)

Оценка

F

B

Q3

E

O

C

Респондент 1

+

+

 

 

+

+

4

Респондент 2

 

+

+

+

+

 

4

Респондент 3

+

+

+

+

+

+

6

Респондент 4

+

 

+

 

 

+

3

Таким образом, оценка - это сумма отклонений в необходимую сторону по выбранным факторам.

Итоговая таблица при использовании данной методики обладает большой наглядностью. Этот метод применяется при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей в Администрации города Новгорода. 

 

5. Мониторинг по результатам тестирования

 

Одним из способов обработки накопленной информации является сравнительный анализ результатов тестирования одних и тех же респондентов или групп, полученных в разное время.

Как иллюстрацию такого подхода рассмотрим данные тестирования группы школьников старших классов, полученные до и после поездки на учебу в Рочестер (США) в 1994 году.

Как видно из приведенной на рисунке 7 таблицы, за время обучения произошли некоторые изменения в психологическом портрете испытуемых.

При анализе психологического портрета группы использовались те факторы, по которым проводился конкурсный отбор для поездки на учебу в США.

Наиболее заметными были изменения в следующих факторах: А  - увеличение на 0,7; G - уменьшение на 0,9 и H - увеличение на 1,2 стена.

Похоже, что не зря США называют открытым обществом: за время пребывания там у школьников заметно вырос фактор А: открытость, общительность, готовность к сотрудничеству. Причем, если посмотреть по каждому респонденту, то наибольший рост был у тех, у кого до поездки этот фактор был сравнительно низок. Отметим, что открытость у американцев тоже имеет границу: у двоих из трех школьников, показавших при предварительном тестировании максимальный результат (А=10), этот фактор уменьшился на один стен.

Наибольший рост дал тесно связанный с предыдущим фактор Н: активность в установлении контактов, склонность к риску. Естественно, что ситуация, в которую были поставлены школьники, не могла не заставить их активно налаживать отношения с новыми товарищами по учебе,  учителями, друзьями, членами семей, в которых они жили. Здесь стоит отметить, что эта активность поддерживалась и поощрялась в той среде, куда они попали. В противном случае такой рост вряд ли был возможен. И опять же отметим «подтягивание» отстающих по этому фактору к лидерам.

Немного настораживающим выглядит уменьшение значений фактора G: осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость. Нахождение в более раскрепощенном обществе вызвало не только рост открытости, общительности, активности, но и повысило неорганизованность, уменьшило способность к работе в группе, что подтверждает индивидуализм американцев.

Среди оставшихся факторов произошел небольшой рост по абстрактности мышления, обучаемости и некоторое снижение благожелательности, доверчивости, самоконтроля.

Отметим также тенденцию к выравниванию показателей различных членов группы. Происходило нивелирование еще не окончательно сформировавшихся индивидуальностей  молодежи к существующему в принявшей их среде психологическому и поведенческому стандарту. Это проявлялось, в том числе, и во внешнем облике приходивших на повторное тестирование школьников.

Рисунок 7.

Социально - психологические портреты
до и после стажировки школьников г. Новгорода в г. Рочестер (США)
1994 - 1995 гг.
               
  A B G H L Q3 Оценка  
Респондент 1 10 5 7 8 6 7 7 До
   10 5 6 9 5 6 7 После
Респондент 2 10 5 8 9 10 10 9 До
   9 6 8 8 10 10 9 После
Респондент 3 10 3 7 8 10 9 8 До
   9 7 6 8 6 7 7 После
Респондент 4 5 8 6 4 5 4 5 До
   7 8 5 8 6 7 7 После
Респондент 5 8 7 7 9 10 9 8 До
   9 5 5 9 10 8 8 После
Респондент 6 4 5 8 3 5 6 5 До
   7 4 8 6 4 6 6 После
Респондент 7 5 6 5 6 7 7 6 До
  7 7 5 8 6 7 7 После
Респондент 8 7 8 7 5 6 5 6 До
  7 8 7 6 7 6 7 После
Респондент 8 8 8 7 8 7 7 8 До
  8 8 4 9 8 5 7 После
Среднее ДО 7,4 6,1 6,9 6,7 7,3 7,1 6,9 До
Среднее ПОСЛЕ 8,1 6,4 6,0 7,9 6,9 6,9 7,0 После
               

Фактор A: Открытость, общительность, готовность к сотрудничеству

Фактор B: Абстрактность мышления, сообразительность, быстрота обучаемости

Фактор G: Осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость

Фактор H: Активность в установлении контактов, склонность к риску

Фактор L: Благожелательность, доверчивость, легко ладит с людьми

Фактор Q3: Развитый самоконтроль, хорошо контролирует свои эмоции

 

Оценка - среднее значение по шести факторам


 

6. Распределение максимальных и минимальных значений факторов

 Ниже приведена таблицы, в которых для каждого фактора указаны группы, получившие максимальное и минимальное значение соответствующих стенов. Отметим, что в данном случае не рассматривались группы численностью менее 10 человек по причине низкой доверительной вероятности при построении группового портрета.

Таблицы строилась по данным на 55 групп. Естественно, что в нижеприведенную таблицу попали далеко не все из них, так как наибольшие отклонения от среднего характерны для «ярких» групп.

Таблица 2

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

A:
Открытость

7,9

Школьники, посетившие США, 1996 г.

5,0

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

7,9

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

5,2

Библиотекари

7,8

Слушатели курсов ТСЖ, март 1997 г.

5,4

Рабочие и специалисты АО «Акрон»

Как видно из таблицы 2, явными лидерами по фактору «Открытость» являются школьники, проходившие отбор для поездок на учебу в США, что объясняется не только молодостью, но прежде всего их общим настроем, так как им предстояло погружение в незнакомую среду (новая страна, общение без переводчика, жизнь в семьях и т.д.).

Весьма полезным в будущей профессиональной деятельности организаторов товариществ собственников жилья видятся такие качества, как открытость, общительность, готовность к сотрудничеству.

Логичным видится получение минимальных оценок представителями производственной сферы (ТЭЦ 20, АО «Акрон»). Неожиданно низкая открытость, проявленная сотрудниками библиотечной системы, говорит о том, что хотя общение с читателями и является основой их работы, но на самом деле большинство библиотекарей воздвигает защитный барьер между собой и читателями.

Таблица 3

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

B:
Абстрактность мышления

6,8

Респонденты, занимающиеся спортивным ориентированием

3,3

Безработные, состоящие на учете в службе занятости

6,7

Конкурсанты Федеральной программы подготовки кадров управления

4,2

Государственные служащие

6,7

Выпускники Новгородской кафедры СЗКЦ, 1994 г.

4,3

Учащиеся 8-х классов гимназии «Новоскул»

Как видно, бег с картой и компасом по лесу весьма способствует развитию абстрактного мышления. Высокую степень абстрактности мышления и быстроты обучаемости показали молодые (до 35 лет) руководители разного уровня предприятий города. Учившиеся по программе второго высшего образования слушатели НК СЗКЦ за время учебы повысили фактор В с 5,8 до 6,7, что свидетельствует о высоком качестве обучения.

Судя по тому, что уровень обучаемости, сообразительности, абстрактности мышления не высок у безработных, можно сделать вывод о том, что все-таки люди с высоким значением фактора А реже становятся клиентами службы занятости, чем с низким. Немного удивили сотрудники Администрации области, хотя это свидетельствует, прежде всего, о командно-административном стиле руководства в Администрации, при котором главное - исполнительность. Для школьников 8-го класса задания на мышление оказались трудны.

Таблица 4

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

С:
Работоспособность

8,0

Предприниматели

4,0

Библиотекари

7,9

Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.

5,4

Учащиеся 8-х классов гимназии «Новоскул»; Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

7,7

Сотрудники фирмы «НЭВИС»; Участники Федеральной программы

5,5

Безработные, состоящие на учете в службе занятости

Предприниматели, как и сотрудники частной фирмы «НЭВИС» ожидаемо подтвердили, что одно из условий современного бизнеса - высокая работоспособность всей команды. Готовность к труду (и учебе) показали молодые менеджеры новгородских предприятий. О своей высокой работоспособности заявили и участники конкурса на замещение вакантных должностей в Администрации города.

Судя по всему, работа библиотекаря течет по спокойному руслу, где нет необходимости в трудовых подвигах. Вероятно, та же причина обуславливает низкую работоспособность учащихся гимназии и сотрудников ТЭЦ 20. Комментируя низкий уровень работоспособности у безработных, отметим, что это, прежде всего, связано с их нынешним социальным статусом.

Таблица 5

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

Е:

Самоуверенность

7,1

Школьники, посетившие США, 1996 г.

3,8

Библиотекари

6,9

Студенты дневного отделения СЗКЦ, 1997 г.; Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.; Предприниматели

4,3

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

6,8

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.; Слушатели курсов ТСЖ, май 1998 г.

4,5

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

Заметно высокий уровень самоуверенности, упрямства, склонности к авторитарности проявили школьники после учебы в США. На развитие этих качеств работает и учеба в СЗКЦ (ныне - Новгородский филиал СЗАГС): - студенты - второкурсники показали тот же уровень фактора Е, что и предприниматели, для которых это вполне естественно. Отметим, что зафиксировано большое снижение по этому фактору для участников конкурса в Администрацию области.

Наличие «защитного барьера» (см. фактор А) не дает сотрудникам библиотек чувства самоуверенности. Отметим, что и более «мягкое» качество - уверенность (фактор I) у библиотекарей ниже средних значений. Хотя, скорее некоторая мягкость, утонченность и не позволяет развиться у них самоуверенности. Мы считаем, что характер работы энергетика, когда любая ошибка стоит очень дорого, выявил развитие таких качеств, как подчиненность, тревога из-за ошибок (низкие значения фактора А).

Таблица 6

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

F: Беспечность

7,0

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

3,8

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

6,5

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.

4,0

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

6,4

Школьники, посетившие США, 1996 г.

4,4

Библиотекари

Снова явные лидеры по фактору F (беспечность, импульсивность, веселость) - школьники, проходившие тестирование для поездки в США. Это объясняется молодостью, юношеским максимализмом, хорошей перспективой, незнанием реальной жизни.

Не вызывает сомнений, что беспечность явно противопоказана (как минимум, во время работы) энергетикам с ТЭЦ 20. Для них более естественны низкие значения фактора F: осторожность, рассудительность. Вполне объясним низкий фактор F у библиотекарей, для которых более свойственна педантичность. Весьма осторожными и рассудительными показали себя участники конкурса на замещение вакантных должностей в Администрации области, проводимом в ноябре 1998 года.

Таблица 7

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

G: Соблюдение правил

9,2

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

5,3

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.

8,4

Администрация г. Новгорода

5,7

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1998 г.; Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.; Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

8,3

Госслужащие

6,2

Респонденты, занимающиеся спортивным ориентированием

Максимальные оценки по фактору «Осознанной соблюдение норм и правил» показали государственные и муниципальные служащие и претенденты на должности госслужащих, проходившие тестирование в ноябре 1998 г. Действительно, соблюдение правил является одним из необходимых качеств для сотрудников органов исполнительной власти. Похвально, что и участники конкурса так же продемонстрировали это качество.

Не проявляют усилий по выполнению групповых норм, неорганизованны (низкий фактор G) школьники, что опять же объясняется, прежде всего, их молодостью. Для ориентировщиков объясним этот факт тем, что это индивидуальный вид спорта, в котором каждый сам выбирает свой путь к победе и нарушением правил соревнований как раз и является сотрудничество (но только на дистанции, конечно).

Таблица 8

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

H:

Активность

7,6

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.; Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.

4,2

Библиотекари

7,5

Школьники, посетившие США, 1996 г.; Слушатели курсов ТСЖ, май 1998 г.

4,8

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

7,4

Страховая фирма «Сфинкс»; Студенты дневного отделения СЗКЦ, 1997 г.

5,2

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

Показали свою активность в установлении контактов и склонность к риску школьники, участвовавшие в программе учебы в США. Действительно, поездка на учебу в чужую страну предполагает как готовность к расширению контактов, так и некоторый риск. Эти качества должны пригодится также респондентам, собирающимся создавать в своих домах Товарищества собственников жилья. Активность в установлении контактов - весьма важное и полезное качество для привлечения клиентов в страховой фирме. Хотя склонность к риску в страховой сфере не так уж однозначно хороша: в данном бизнесе привлекает, прежде всего, надежность. Думается, что высокая активность положительно характеризует и молодых студентов СЗКЦ.

Похоже, что активность в установлении контактов и склонность к риску противопоказаны представителям таких профессий, как библиотечное дело и энергетика. Застенчивыми, не склонными к риску и боящимися неуспеха оказались претенденты на вакантные должности Администрации области, проходившие конкурс в ноябре 1998 года.

Таблица 9

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

I:
Реалистичность

7,8

Предприниматели

4,5

Библиотекари

7,7

Сотрудники фирмы «НЭВИС»

4,8

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.

7,4

Рабочие и специалисты АО «Акрон»; Директора; Конкурсанты Федеральной программы подготовки кадров управления

5,1

Безработные, состоящие на учете в службе занятости

Ожидаемую реалистичность суждений, уверенность в поступках и некоторую жесткость показали предприниматели, сотрудники частной фирмы «НЭВИС», директора новгородских предприятий и фирм, молодые менеджеры, участники конкурса по Федеральной программе подготовки кадров управления. По видимому, эти качества необходимы и работникам химического производства (АО «Акрон»).

Низкие значения фактора I (мягкость, зависимость, утонченность, артистичность натуры) не противоречат образу библиотекаря. Неуверенность, некоторая оторванность от реалий жизни характеризует респондентов, ставших безработными. Немного странными кажутся низкие оценки по фактору I для школьников, отобранных для учебы в США. К сожалению, мы не смогли уточнить, в каких школах учились эти респонденты. Поэтому выдвинем гипотезу о гуманитарной направленности их образования. 

Таблица 10

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

L:

Благожелательность

8,9

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

5,5

Библиотекари; Учащиеся гимназии «Новоскул», 1998 г.;

8,2

Респонденты, занимающиеся спортивным ориентированием

5,6

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.

8,1

Конкурсанты Федеральной программы подготовки кадров управления; Слушатели курсов ТСЖ, апрель 1998 г.

5,8

Безработные, состоящие на учете в службе занятости

Лидерами по фактору L (благожелательность, доверчивость, легкость отношений с людьми) стали участники конкурса в Администрацию области. Это говорит об их готовности к сотрудничеству, оптимистичном настрое на дальнейшее взаимодействие с будущими коллегами, не конфликтности. Также можно охарактеризовать и респондентов, включенных в группы конкурсантов Федеральной программы и слушателей курсов ТСЖ. Мы считаем также, что это неплохая характеристика для ориентировщиков, особенно учитывая индивидуализм этого вида спорта. Хотя, как не быть благожелательным и легко не ладить с людьми, если ночуешь в одной палатке и ешь из одного котелка.

В сторону подозрительности, эгоцентризма, осторожности отклоняется характеристика как библиотекарей (работа с читателями действительно требует осторожности и бдительности), так и учащихся гимназии «Новоскул» (что может говорить о не совсем здоровой обстановке в учебном заведении). Не вызывает сомнений и то, что для безработных их нынешнее состояние не способствует развитию таких качеств, как благожелательность и доверчивость, подтверждая некоторую озлобленность на мир, в котором они стали никому не нужны.

Таблица 11

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

M:

Воображение

5,3

Школьники, проходившие отбор на поездку в Рочестер, США, 1993 г.

1,6

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

5,2

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.

2,9

Слушатели курсов ТСЖ, июль 1998 г.

5,1

Респонденты, занимающиеся спортивным ориентированием

3,0

Государственные служащие; Слушатели курсов ТСЖ, июнь 1998 г.; Слушатели курсов ТСЖ, апрель 1997 г.

Фактор М, одна из характеристик особенностей процессов мышления, при его высоком значении говорит о развитом воображении, направленности на внутренний мир, высоком творческом потенциале. Отметим, что хотя абсолютные значения стенов невелики, но для школьников, собиравшихся на учебу в США, они являются характерными. Для ориентировщиков, которым по плоскому схематичному изображению приходится представлять реальный объемный вид местности, развитое воображение также видится необходимым свойством сознания.

В лидеры по низкому фактору М (практичность, добросовестность, следование нормам, некоторая ограниченность) вышли группы, состоящие из представителей конкурсантов в Администрацию области, ее действующих сотрудников и слушателей курсов ТСЖ. Для их деятельности (или деятельности, на которую они претендуют) как раз и характерны выше перечисленных качества. Хотя, думается, об «некоторой ограниченности» их представители бы поспорили.

Таблица 12

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

N:

Расчетливость

7,6

Библиотекари

4,3

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

7,3

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

4,7

Студенты дневного отделения СЗКЦ, 1997 г.; Школьники, посетившие США, 1996 г.

7,2

Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

4,9

Конкурсанты Федеральной программы подготовки кадров управления; Предприниматели

Работа с читателями, такими разными, обусловила формирование у сотрудников библиотек расчетливости и проницательности, которые отразились в высоком значении фактора N. Для специалистов сферы энергетики определяющей видится расчетливость в действиях, хотя и проницательность в форме умения предвидеть последствия своих действий также является положительной характеристикой. Высокий фактор N должен помочь в достижении поставленной цели и претендентам на вакантные должности в сфере государственной службы.

Низкие значения фактора N, описываемые как непосредственность, прямолинейность, прежде всего характерны для молодого поколения. Что и было подтверждено школьниками, участвовавшими в программе учебы в США, студентами дневного отделения СЗКЦ и молодыми (конечно, относительно - до 35 лет) руководителями различного уровня. Как видно из таблицы, непосредственность и прямолинейность так же характерна и для представителей бизнеса - предпринимателей.

Таблица 13

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

O:

Хладнокровность

8,3

Выпускники Новгородской кафедры СЗКЦ, 1994 г.

4,2

Библиотекари

8,0

Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.; Предприниматели

4,9

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.

7,9

Сотрудники фирмы «НЭВИС»

5,4

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1998 г.

Одним из положительных моментов обучения на Новгородской кафедре СЗКЦ отметим то, что ее выпускники показали высокий уровень хладнокровности и уверенности в себе. Эти качества являются важными в сфере бизнеса: фактор О оказался выраженным в группах предпринимателей и сотрудников частной фирмы. Таким образом, обучение по программе «Государственное и муниципальное управление» развивает в слушателях и качества, необходимые для ведения своего дела. Для конкурсантов, желающих получить работу в Администрации области, хладнокровие и уверенность в себе дают дополнительные шансы на успех во время прохождения конкурсных испытаний.

Образ библиотекаря обычно ассоциируется со спокойным и умиротворенным человеком. Однако в этой группе по фактору О получены самые низкие оценки. Быть может, беспокойство, тревожность, склонность к депрессии обусловлена двумя причинами: неустойчивостью психики при постоянной работе с читателями и нездоровой обстановкой в коллективе. Последняя причина видится наиболее вероятной и для групп учащихся гимназии «Новоскул» (см. также фактор L).

Таблица 14

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

Q1:

Аналитическое мышление

7,5

Предприниматели

3,4

Библиотекари

7,0

Сотрудники фирмы «НЭВИС»

3,7

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.

6,9

Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.

4,3

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

Критический настрой, умение мыслить аналитически, склонность к эксперименту показали представители бизнеса: предприниматели и фирма «НЭВИС». Действительно, ведению бизнеса отвечают вышеперечисленные качества. Причем, критический анализ и просчет нестандартных ситуаций, попытки поиска нетривиальных подходов в делах в настоящее время являются одними из составляющих успеха в частном предпринимательстве. Обратим внимание и на то, что высокий фактор Q1 для данных групп подкрепляется работоспособностью (фактор С) и реалистичностью (фактор I). Для претендентов на замещение вакантных должностей в Администрации области хорошее аналитическое мышление, прежде всего, повышает их шансы на успех в конкурсе, а критический настрой позволит легче перенести возможную неудачу.

Похоже, что в профессиональной деятельности библиотекарей и энергетиков весьма ценно то, что они консервативны, знают во что верить и не ищут нового. Немного странно, что гимназисты показали низкие оценки по фактору аналитического мышления. Хотя, быть может, среда традиционно считающейся немного консервативной  Великобритании (это гимназия с углубленным изучением английского языка) дает такой эффект.

Таблица 15

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

Q2:

Независимость

5,7

Управа г. Новгорода

2,9

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

5,6

Библиотекари

3,1

Школьники, посетившие США, 1996 г.; Страховая фирма «Сфинкс»

5,3

Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

3,3

Абитуриенты СЗКЦ, 1996 г.

Интересная атмосфера была в Управе г. Новгорода (в 1993 - 94 годах так называлась Администрация города). Ее сотрудники, что совершенно не характерно для работников  исполнительной власти, предпочитали собственные решения, были независимы и при этом не доминантны. В этом видится заслуга тогдашнего главы Управы (Посадника). Хотя, конечно, нельзя однозначно сказать, что высокие значения фактора Q2 являются положительными для группы, состоящей из чиновников. Независимыми показали себя также библиотекари и энергетики. Часто это обуславливается тем, что у группы нет объединяющей идеи, но, с другой стороны, ее члены не испытывают давления со стороны руководства и других членов коллектива.

Зависимыми от группового давления, ориентированными на социальное одобрение проявили себя члены групп школьников - участников программ учебы в США, сотрудники фирмы «Сфинкс», абитуриенты СЗКЦ. Эти качества являются свойственными подрастающему поколению, представители которого прежде всего ждут одобрения в среде своих сверстников. Говоря о сотрудниках страховой фирмы, отметим, что низкий фактор Q2 скорее всего сформирован усилиями руководства, создавшего условия необходимости одобрения действий сотрудника другими членами коллектива. 

Таблица 16

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

Q3:

Самоконтроль

8,5

Студенты Новгородской кафедры СЗКЦ, 1994 г.; Участники конкурса в Администрацию области, ноябрь 1998 г.

5,5

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1998 г.; Библиотекари

8,4

Выпускники Новгородской кафедры СЗКЦ, 1995 г.

6,1

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.; Учащиеся гимназии «Новоскул», 1996 г.; Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.

8,3

Слушатели курсов ТСЖ, январь 1997 г.; март 1998 г.; май 1998 г.;

6,4

Школьники, претенденты на поездку в США, 1994 г.

Развитый самоконтроль, хороший контроль своих эмоций продемонстрировали многие группы, проходившие тестирование. Отметим некоторое снижение (правда, в пределах погрешности) у выпускников Новгородской кафедры СЗКЦ за период учебы. Хорошо характеризует заявленный самоконтроль слушателей сразу трех групп курсов подготовки товариществ собственников жилья.

Наиболее низкие оценки по данному фактору получили школьники - ведь молодежи свойственна некоторая дисциплинированность и внутренняя конфликтность. Действительно, навыки по самоконтролю, контролю своих эмоций приобретаются с опытом. Немного странно соседство со школьниками работников библиотек. Попробуем объяснить это все-таки тем, что предыдущие оценки говорят о нездоровой обстановке в коллективе: конфликтность в группе неизбежно находит отражение и на каждом его члене.

Таблица 17

Фактор

Максимальное значение

Минимальное значение

Стен

Группа

Стен

Группа

Q4:

Напряженность

6,8

Библиотекари

3,0

Участники конкурса в Администрацию области, июнь 1997 г.; Студенты Новгородской кафедры СЗКЦ, 1994 г.

5,4

Учащиеся гимназии «Новоскул», 1998 г.; Учащиеся гимназии «Новоскул», 1997 г.

3,2

Руководители по программе «ТАСИС»; Предприниматели

5,3

Школьники, отобранные для поездки в США, 1996 г.; Безработные, состоящие на учете в службе занятости; Рабочие и специалисты ТЭЦ 20

3,3

Респонденты, занимающиеся спортивным ориентированием; Сотрудники фирмы «НЭВИС»

Неуверенность в своих силах, тревога за будущее лишают внутреннего спокойствия гимназистов, школьников, победивших в конкурсе на учебу в США и безработных. Легко объяснима напряженность для представителей такой ответственной сферы, как энергетика, где слишком велика цена ошибки. Для библиотекарей постоянный контакт с читателями также создает среду, не позволяющую расслабляться.

Низкие оценки по фактору Q4 (расслабленность, невозмутимость, уравновешенность) характерны для групп, представленных конкурсантами, студентами, руководителями, предпринимателями, ориентировщиками, сотрудниками частной фирмы. Эти качества вытекают из уверенности в себе и своих силах, умения прогнозировать.

 Заключение 

В представленной выпускной работе мною рассмотрены аспекты использования теста Кеттелла в работе практического психолога. Дано описание программного обеспечения, способы построения индивидуальных и типовых профилей, приведен порядок сравнения индивидуальных и типовых профилей, рассмотрено создание типовых профилей, предложены способы формирования числовой оценки, дан мониторинг результатов тестирования для групп и отдельных респондентов, приведено распределение максимальных и минимальных значений факторов. Весь материал проиллюстрирован рисунками, диаграммами, таблицами.

Считаю, что тест Кеттелла предоставляет широкие возможности для практической работы психолога в проведении психологического консультирования в совокупности с другими методиками.
 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz