Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: zhai@list.ru

Административно-управленческий персонал

Газета «Новгород». - 14.11.2002  (Статья-интервью с директором центра «Диалог» Александром Жуковским

М. МАРИНИНА

Новгород Великий: Градус общественного мнения

Жуковский А.И. - директор центра "Диалог"В Новгороде попытки первых соцопросов начали предприниматься в 1995 году. Хотя директор центра "Диалог" Александр Жуковский вспоминает и более раннюю свою социологическую пробу - 1990 года.

Звонок в дверь. На пороге девушка, которая любезно просит заполнить анкету соцопроса. Хоть раз в жизни каждый из нас сталкивался с такой ситуацией. и, даже если был очень занят, непременно находил время ответить на вопросы. Потому как присутствовала уверенность: раз спрашивают - значит хотят услышать мнение народа, в котором оценят каждый голос. Однако к тому, что социология может помочь в реальной жизни, многие относятся скептически. И напрасно. Социология - это власть. Власть неимущих, которая своим мощным голосом прочищает уши правителей, заставляет их поднапрячься и если не переделать действительность в корне, то хотя бы заменить ее чем-то более сносным.

Ползучие империсты

Само определение социологического опроса, трактующееся, как метод для получения достоверной информации о настроениях, ощущениях населения по тем или иным вопросам, подтверждает это. Трудно поверить, но им довольно успешно пользовались наши предки, живущие аж в XVII веке. Хотя первые опыты теоретического осмысления общества относятся к еще более давним временам. когда социология возникает а составе философских систем. Платон в своих "Диалогах" еще не обозначает каким-либо термином новую отрасль знания. Однако уже Аристотель выделяет ее, обозначая словами "полития" и более общим "политика". Позже в трудах Августина Блаженного, Декарта, Вольфа. Гельвеция, Вольтера образуются направления, в которых совмещается историческое знание и социология. А вот сам термин "социология" придумал Конт, соединив два корня -латинский и греческий. Уже в XIX веке "сын" социологии соцопрос плотно внедрился в общество и наглядно показал, что процессами жизни руководят не монархи и их дворы, а население в целом. Кстати, этот вывод был оптимистично воспринят марксизмом-ленинизмом. Его гении решили, что результаты общественного мнения можно запросто направлять на "строительство" любых идеологических объектов. Однако русские социологи Ядов, Здравомыслов, Соловьев доказали строгость и серьезность социологии. Они опустили на землю не только марксистов, но и философов. Последние, в отличие от вышеупомянутых гениев, наоборот, пытались обойтись в строительстве своих идейных замков без мнения народа. Разозлившись, философы назвали социологов ползучими империстами.

Позитивно воспринимать общественное мнение и направлять его в нужное русло научились только в конце прошлого века. Появились школы, специальная литература, в вузах начали готовить социологов. И процесс "пошел".

Не "фото", а "кино"

В Новгороде попытки первых соцопросов начали предприниматься в 1995 году. Хотя директор центра "Диалог" Александр Жуковский вспоминает и более раннюю свою социологическую пробу - 1990 года. Она изучала потребности трудового коллектива "Азота". Через два года после этого, когда КПСС теряла свои позиции, Новгородский обком почувствовал резкую потребность узнать общественное мнение и оперативно создал сектор по его изучению. То есть уже тогда выходцы старой гвардии управленцев поняли, что надо не только предлагать красивые идеи, но и анализировать реакцию народа на них. Правда, потом кризис власти приглушил эту инициативу. Лишь в 1995 году, в период политической стабилизации, соцопросы плотно вошли в практику изучения общественного мнения, а в центр региональных и муниципальных исследований "Диалог" стали поступать заказы на соцопросы. А когда через год появилась периодичность исследований и сформировалось несколько баз данных, то пришло понимание: для объективных выводов и прогнозов нужен не единичный соцопрос ("фото"), а их динамика ("кино"). Говоря языком социологии, общество стало испытывать совершенно закономерную потребность в мониторинге, который сегодня стал аксиомой в эффективном управлении.

Документ народа

Мониторинг - это своего рода еще и система обратной связи с обществом. Его все активнее используют не только представители административных структур, но и руководители новгородских организаций, предприятий, фирм. Они умело пользуются информацией соцопроса и владеют техникой его анализа, в то же самое время люди, которые заполняют анкеты, чувствуют свою причастность к управлению. Именно на результатах их ответов основываются многие решения. А значит, нет никаких сомнений, что соцопрос - это "документ" народа. Только с марта 1994 года по ноябрь 2001 года "Диалог" провел 82 социологических исследования. Большую часть в них занимал мониторинг "Социально-политический процесс" , проведенный 52 раза! Неоднократно новгородцев просили высказать свое мнение по выборам, поставить оценку жизни в нашей стране, а также определить отношение к работе ГАИ, отметить плюсы и минусы жилищно-коммунального хозяйства, поднять на поверхность проблемы микрорайонов... За указанный период времени центр "Диалог" плотно работал и по заказам. Его услугами охотно воспользовались сельхозакадемия, ОАО "Акрон", "Госкомоборонпром", "Мясной двор", налоговая полиция, фирма "Пульт", госслужба. А в последнее время к помощи новгородских профессионалов социологии прибегают Всероссийский центр общественного мнения. Центр региональных и политических исследований, Московский институт проблем регистрации, оценки и налогообложения недвижимости, столичный центр анализа рынков недвижимости, Калининградский социологический центр и многие другие.

- Насколько известно. - спрашиваю Александра Жуковского, - социологическое исследование - дело довольно прибыльное?

- За рубежом - да, - отвечает руководитель "Диалога". - Там один соцопрос стоит 5-7 тысяч долларов. А у нас 5-7 тысяч рублей. При этом качество нисколько не хуже, потому что для нас это не шабашка, а откровенная заинтересованность в построении правильной политики города, области и улучшении жизни населения.

Сегодня социологический опрос - предшественник практически любого важного дела в Великом Новгороде и области. Он дает самую объективную оценку мнения населения по тому или иному вопросу. Если есть необходимость сравнить ее со вчерашним мнением общества, то можно заглянуть в архив "Диалога". Нет проблем, когда даже возникает потребность приподнять завесу завтрашнего дня. Правда, чтобы спрогнозировать ситуацию на три месяца вперед, надо сделать экскурс на девять месяцев назад.

НАРКОМАНОМ БЫТЬ НЕ МОДНО!

Однако центр "Диалог" решил расспросить народ сегодня и сейчас. Причем, на очень злободневную тему: отношение учащихся и студентов города, их родителей к проблемам распространения болезней химической зависимости.

Главный итог ответов на многочисленные вопросы анкеты таков: большинство подростков выработали социальный иммунитет к химической зависимости и убеждены, что наркоманом быть не модно. 84 процента опрошенных не торопятся употреблять наркотики, так как считают их главной причиной подрыва здоровья. 80 процентов принципиально против белой смерти. Многие, 60 процентов, боятся заразиться СПИДом или гепатитом В и С. А вот 45 процента берегут свою карьеру, 25 процента опасаются осуждения окружающих, столько же испытывают страх перед родителями. И лишь 18 процентов респондентов сдерживают от употребления наркотиков конфликты с правоохранительными органами.

Однако тревожным симптомом в приобщении к наркотикам остается недооценка опасности первого потребления. 75 процента школьников считают наркоманом только того человека, который прочно сидит на игле. С легкостью относятся ребята и к такому легализованному наркотику, как алкоголь. Они откровенно отвечают, что употребляют пиво и вино, нередко получая их из рук... родителей. Причем по их словам не алкоголиков, а "нормальных" людей. Среди всей массы опрошенных подростков только 14 процентов старшеклассников ответили, что не пьют пиво, а 51 процент - вино.

Анкета выявила и еще один решающий фактор в приобщении подростков к алкоголю: во многих семьях употребление спиртного считается нормальным явлением. 92 процента родителей ответили, что в их семьях пьют пиво, слабые алкогольные напитки. А 75 процента заявили об употреблении крепкого горячительного. Эти цифры и есть тревожный сигнал того, что дети таких родителей могут сознательно стремиться к "знакомству" с зеленым змием. Ситуация, безусловно, далеко не из радостных. Тем не менее, соцопрос сумел вычислить ее. Причем, как считают специалисты "Диалога", респонденты отвечали откровенно. Из 2880 анкет для обработки поступило 1990. Теперь вся информация, полученная по их итогам, будет доведена до сведения администрации города и конечно же мэра, которого совсем скоро выберут новгородцы.

Не могу удержаться. чтобы не посвятить читателей в еще один весьма любопытный момент. В октябре нынешнего года в Краснодаре прошла социологическая конференция. посвященная изучению повышения эффективности государственного, регионального и муниципального управления. Там состоялась презентация деятельности в этом направлении новгородского центра "Диалог". В итоге участники конференции подготовили предложения правительству России о политике в области управления на всех уровнях. Этот документ, выросший на новгородских исследованиях, уже лег на стол первых лиц государства.

Голос вольной строки

А в это самое время новгородский опыт информационных инициатив уже вовсю используют города Северо-Запада России. Им есть что перенять у нас. Например, ту безболезненность и эффективность, с которой внедрялась реформа ЖКХ. Каждый шаг сложных ее изменений сверялся с мнением горожан. А потому не совсем удобные новшества реформы вызвали понимание общества и не настроили его против местной власти. Народ ценит, когда его спрашивают, когда с ним держат совет. А потому охотно идет на диалог с руководством города. При этом особую активность проявляют женщины, пенсионеры, люди с высшим образованием. Хотя для исследований важен каждый ответ. При этом респонденты не загоняются в рамки обязательных вариантов ответов. Для мнений по каждому вопросу всегда предусмотрена свободная строка. Причем, как сказали специалисты "Диалога", она изучается ими с особым пристрастием.

О доверительном отношении к соцопросу свидетельствует и другой факт: все анкеты анонимны. Однако нередко респонденты не желают утаивать свои координаты. Крупно и отчетливо они указывают свои фамилию и адрес.

- Правда, как-то был почти массовый откровенный отказ отвечать на телефонный опрос. "Взбунтовались" 40 процентов респондентов - вспоминает Александр Жуковский, - А было это во время путча 19 августа. Народ интуитивно почувствовал опасность и постарался временно утаить свое мнение.

А однажды во время телевизионного опроса опытный социологический аналитик Жуковский чуть не отморозил... ноги. Нет, в студии, куда стекались звонки зрителей, не было никакой стужи. Просто опрос этот проходил в период перестройки. В жаркий момент дебатов, когда руководители активно призывали народ к новому, яркому, замечательному будущему, вдруг посыпался шквал звонков: не верим. будет хуже! Вот тут-то, откровенно признается Александр Иванович - екнуло сердце, кровь прилила к голове, а ноги заледенели.

Сегодня подобные истории - уже из серии курьезов. Но социологи рассказывают их очень и очень серьезно. Иначе нельзя. Ведь любой опрос - термометр настроения общества. И специалистам важно в любой ситуации правильно поставить этот "градусник", чтобы затем снять верный результат и предоставить его власти для принятия решения.
 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz