Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: zhai@list.ru

Административно-управленческий персонал

Новгород 1994

 

системный проект
ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУР И МЕХАНИЗМОВ
РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО
 УПРАВЛЕНИЯ

  

РАЗРАБОТЧИКИ:

 

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДИАЛОГ»

НОВГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АДМИНИСТРАЦИИ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМИТЕТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЕ И КАДРОВОЙ
ПОЛИТИКЕ АДМИНИСТРАЦИИ Г. НОВГОРОДА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Кризис в человеке, его знаниях, умениях, потребностях, в науке, образовании пришел в острое противоречие с требованиями социального прогресса. Объединенные во времени и пространстве объективные и субъективные факторы  стали причиной ряда разрушительных для государства и регионов тенденций, сложившихся в мощный системный кризис.

Для выхода, из создавшейся неблагоприятной ситуации необходимы серьезные структурные преобразования во всех сферах социальной практики. Что касается системы народного хозяйства страны, то поиск модификаций проводился постоянно, но он осуществлялся в технологиях "жестких" т.е. технических, численных принципов организации социального и производственного процессов. Акцент при реализации программ делался на материально-вещественных факторах и ресурсах. Сущностные, мотивационные основы социально-экономических отношений в этих преобразованиях не затрагивались.

За скобками основного внимания науки и политики оказался потенциал человеческих ресурсов. Учитывая, что Новгородская область не располагает мощными природными сырьевыми ресурсами (нефть, газ, руда и т.п.), главным образом за счет которых в стране и в регионах продолжаются решаться многие проблемы, есть основания полагать, что человеческий ресурс на сегодняшний день остается чуть ли не единственным региональным резервом, а научно-методическая разработка и реализация его потенциала, становится стратегической и политической проблемой дня. В данной связи создание организационной структуры, осуществляющей поиск и работу по оптимизации потенциала управленческой, предпринимательской деятельности в Новгородской области становится в большей степени объективно необходимым, чем для регионов с более мощной сырьевой базой.

Время, анализ, социальная практика показали, что основными влияющими на социальный прогресс факторами являются культурные особенности государств которые определяли выбор: стратегии развития; планирования; методы достижения результатов. На основании последних формировались современные национальные подходы в управлении в других странах. Они имеет следующие специфические подходы.

После второй мировой войны европейская промышленность была восстановлена благодаря использованию организационных концепций и технологий созданных в США, базирующихся на сетевом и системном принципах. Характерными современными чертами управленческого подхода в Америке стали - большие масштабы проектов и акцентирование на отдельных деталях. Германия - системность и высокая структурность. Англия -разработка и использование программного обеспечения. Япония - строгое (точное) планирование и согласованность.

Имевшиеся  в  мировой  практике  попытки  прямых ретрансляций подходов в социальную практику других государств не принесли успеха, так как с передачей технологии не происходило передачи культурных особенностей страны экспортера. Практика обменов социальными технологиями показала, что страна, стоящая на нижней ступеньке развития (полупериферия или периферия), не может адекватно воспользоваться технологией из пакета современных средств более развитой страны. При обменах, чаще всего, в контактах создается ситуация передачи в страны полупериферии и периферии прошлого опыта, т.е. устаревших представлений и социальных технологий более развитой страны (т.е.  фактически  предпринимается  попытка  воспроизвести повторное "переживание" прошлого опыта страны экспортера страной перенимающей опыт). Это, выявленное мировой социальной практикой обстоятельство, создает препятствие для равноправного социального диалога стран с разным уровнем социально-экономического    развития,    показывает,    что равноправного сотрудничества с развитыми регионами или странами через прямое тиражирование на своей территории западных или иных социальных технологий не происходит.

Это обстоятельство заставляет обратиться к проблеме организации Российскими территориями собственных структур изучения социального процесса, создания и эксплуатации социальных технологий привязанных к местным культурным традициям, информационным потокам и др. особенностям, с учетом имеющегося в этой области международного опыта.

Из всей совокупности различных методов управления начиная с 60 - годов нашего столетия начала складываться технология воплощающая в себе весь конструктивный опыт форм и методов управления. Направление работы получило название "Управление проектом". Управление проектами - это управление изменениями, наука и искусство успешного воплощения проектов от зарождения идеи до завершения. В него вкладывается следующее определение: - это наука определения цели деятельности и организации работ в условиях ограниченных возможностей и времени так, чтобы эти цели достигались по завершении деятельности. Технология включает и объединяет в себе широко известные жесткие: численные, информационные методы контроля сроков, стоимости и качества, а также менее известные, но с ходом социального прогресса утверждающиеся как все более эффективные - мягкие методы управления людьми (человеческий фактор).

Задача данного проекта, используя конструктивный мировой опыт, потенциал кадров управления Новгородской области - создать условия для организации инфраструктуры третичных, четвертичных видов деятельности специализирующихся на сервисных  услугах  в   области  социального  управления, политического развития, изучения имеющегося Новгородского (Российского)  социального  опыта,  культурного  наследия, региональных особенностей. Создание на их основе адекватных собственных проектов комплексного социального развития Новгородской области и производства социальных технологий, методов, механизмов реализации проектов.

Данный проект предполагает привлечь внимание к проблеме эффективности управления. Создать условия для необходимой централизации усилий и ресурсов отдельных руководителей и структур с целью создания эффективной, развивающейся системы управления, как необходимого условия стабилизации и выхода из социально-экономического кризиса. Предусматривает основное участие в разработке программ и управлении проектами руководителей всех уровней и специалистов администраций области, города, районов, депутатов всех уровней, аппаратов законодательных органов всех профессиональных управленцев, так или иначе связанных с управлением, ученых, политических лидеров. Рассматривает феномен управления с разных точек зрения и в динамическом развитии с акцентом на организационных, культурных, социально-психологических факторах.    Конечным результатом выполнения проекта является создание регионального центра развития управления, органично вписывающегося в структуру политического режима региона и способного выполнять следующие основные функции:

- научно-методического и учебного комплекса, ведущего системную подготовку   и   переподготовку   кадров   управления   на информационной базе Новгородской области;

- комплексного планирования социально-политического развития региона;

- экспертизы социально-экономического потенциала, развития (или вариантов развития) региона и хозяйствующих на территории субъектов.

- информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Концепция проекта исходит из необходимости:

- сохранения и упрочения целостности Российского государства, поддержания социальной, экономической и политической стабильности в Новгородской области в условиях децентрализации государственного управления;

- поиска рационального баланса взаимных прав и обязанностей между уровнями   и   типами   социального   управления   (исполнительная, представительная, судебная) в условиях перераспределения компетенции между Федерацией и Новгородской областью. Между областью и районами и городами;

- создания условий развития организационной и правовой основы органов регионального и муниципального управления;

- рационализации структур и механизмов регионального и муниципального управления;

- более полного учета региональной и межрайонной специфики, создания проектов дифференцированных пакетов нормативных документов для заинтересованных субъектов на территории;

- разработки новых специализированных программ, направленных на повышение эффективности регионального и муниципального управления;

- разработки механизмов межрайонной интеграции, стимулирующих образование   единого   социально-экономического   территориального образования - Новгородская область, органично вписывающегося в территориально пространственную политику Российской Федерации.

- создания на базе активизированных проектом направлений деятельности и кадрового   потенциала   Центра   развития   управления,   органично вписывающегося в структуру политического режима региона и способного выполнять следующие основные функции:

- научно-методического и учебного комплекса.

- комплексного планирования социального развития региона

- экспертизы социально-экономического развития (или вариантов развития) региона и хозяйствующих на территории субъектов.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- аналитические отчеты по каждой программе проекта,

- пакет проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность структур региональной исполнительной власти и муниципальных органов управления,

- экспертиза проектов федеральных органов власти с точки зрения интересов региона,

- рекомендации по повышению эффективности структур регионального и муниципального управления,

- научно-методические материалы для использования в процессе подготовки и переподготовки кадров управления в регионе государственных и муниципальных служащих.

- на базе полученных результатов, созданных технологий, подготовленных кадров и заинтересованных структур подготовить проект создания Центра по проблемам комплексного регионального развития на хозрасчетной основе.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исходя   из   концепции  декларируемой   и   выдерживающейся Администрацией Новгородской области создавать условия для социального развития и учитывая, что в регионе только начинает формироваться инфраструктура по оказанию сервисных услуг в области социального управления на первом этапе программы будет сделан акцент на подготовку кадров, способных профессионально и эффективно работать в области разработки и внедрения технологий организации сбора и аналитической обработки социальной информации, а также подготовку специалистов в области подготовки  программ комплексного развития территории ("Территориальное планирование", "Региональная политика").

Сформулировать   основы   научно-исследовательской   политики Новгородской области и активно формировать заказ на подготовку проектов, способствующих социальному прогрессу в регионе.

В процессе работы при реализации проекта, как можно шире и прежде всего, использовать научный, преподавательский и управленческий потенциал кадров Новгородской области. Активно сотрудничать с научным, преподавательским, кругами и учеными - руководителями дипломных и диссертационных работ студентов, аспирантов, направленных на обучение в академии и институты РФ от Новгородской области.

Такой подход - отказ от заказа и финансирования готовых технологий или др.   информационных   (аналитических)   продуктов   ведущим интеллектуальным    центрам    Российской    Федерации,    западным консалтинговым фирмам или отдельным ученым в пользу поддержки собственной  формирующейся   инфраструктуры   четвертичных  видов деятельности и подготовки кадров, способных в перспективе создавать продукты и технологии аналитического характера[1], будет адекватно отвечать заявленной стратегии регионального развития и управления в Новгородской области и общим принципам социального развития территории.

Работу по осуществлению проекта первоначально с целью оптимизации расходов целесообразно сосредоточить в научно-методическом центре (Новгородская кафедра[2] Академии государственной службы при Президенте Российской  Федерации),    специализирующейся    в    организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров управления региона. Центр (кафедра) функционально связан с формирующейся федеральной системой государственной службы. Такая связь, при сбалансирование в составленном договоре (Уставе), поможет оптимизировать расходы и конструктивные усилия региональных и федеральных инициатив в области совершенствования эффективности работы органов управления.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТА

1. Региональные и муниципальные структуры управления

а) Структуры Администрации Новгородской области

б) Структуры Администраций городов и районов

в) Структуры представительной власти области, городов и районов

2. Механизмы (социальные технологии) регионального и муниципального управления

а) Организационно-правовые механизмы регионального и муниципального управления

б) Политические механизмы регионального и муниципального управления

в) Экономические механизмы регионального и муниципального управления

г) Социальные механизмы регионального и муниципального управления

 3. Кадры регионального и муниципального управления

 4. Информационное обеспечение регионального управления

 

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПРОЕКТА

1. Региональные и муниципальные структуры управления

Разработка   универсальной   методики   (технологии)   изучения сложившихся в структуре исполнительной власти распределений функций, стереотипов поведения и взаимодействий.

Организация на  базе  созданного  интеллектуального  продукта мониторинга (постоянно действующего сбора информации) о деятельности структур и подразделений исполнительной власти в регионе.

Экспертная оценка состояний.

Разработка вариантов развития - целого (региональная политика) и частей {составляющих (кадровая политика, социальная политика др.) региональной политики}.

Выявление социально-экономических и организационно-правовых психологических условий воспроизводства бюрократических процессов в аппарате управления.

Разработка программы (системы оценочных критериев и мероприятий), как методологии региональной политики дебюрократизации.

 

2. Механизмы (социальные технологии) регионального и муниципального управления

2.1. Организационно-правовые механизмы регионального и муниципального управления.

- разработка проектов положений об органах и службах исполнительной власти

- выработка рекомендаций по совершенствованию правовых основ взаимодействия структур исполнительной власти

- разработка рекомендаций по совершенствованию договорной практики между региональными властными структурами

2.2 Политические механизмы регионального и муниципального управления

- выявление факторов и границ социального консенсуса, как условия конструктивного взаимодействия региональных, муниципальных структур управления с основными общественно-политическими и экономическими группами в обществе;

- общая оценка состояния политической жизни и ее влияние на стабильность социально-экономического положения в городах и районах. Создание альтернативных сценариев развития ситуаций в регионе;

- разработка системы индикаторов социально-политической напряженности, выявление катализаторов социальной напряженности;

- создание и эксплуатация надежных методик сбора социологической информации об управляемом объекте - Новгородская область;

- прогноз социально-политических последствий различных инициатив.

2.3. Экономические механизмы регионального и муниципального управления.

            - изучение экономического потенциала Новгородской области;

- определение структуры потоков товаров по типам: донорские, рецепиентные;

- разработка рекомендаций по совершенствованию налоговой политики и укреплению финансовой базы региональных и муниципальных органов управления;

- разработка лаконичной статистической матрицы экономического и социального развития территории, с целью организации на ее базе анализа социально-экономической ситуации;

- определение критериев (индикаторов) ухудшения социально-экономической ситуации в регионе;

- организация мониторинга оборотов материальных средств в регионе по уровням:

а) федеральные источники

б) региональные (муниципальные)

в) частные источники

г) средства акционерных объединений

д) средства общественных объединений

- изучение эффективности деятельности и направленности инвестиций по указанным выше группам материальных потоков;

- разработка единой методологии по созданию и оценки бизнес-планов.

2.4. Социальные механизмы регионального и муниципального управления

- мониторинг демографических изменений;

- выявление иерархии социальных проблем;

- создания технологий защиты социальных интересов населения;

- мониторинг покупательной способности (качества жизни) населения Новгородской области.

3. Кадры регионального и муниципального управления

- разработка научно-методических, нормативных документов по экспертному изучению потенциала кадров управления;

- разработка нормативной документации и системы рекомендаций по аттестации кадров государственного и муниципального управления;

- изучение процессов ротации кадрового потенциала в регионе;

- изучение проблем социально-психологической совместимости структурных подразделений и систем управления;

- разработка рекомендаций по оптимизации внутригрупповых, межгрупповых и межличностных взаимодействий.

4. Информационное обеспечение регионального управления

- разработка рекомендаций по совершенствованию структур и методов информационного обеспечения органов власти;

разработка  новых технологий в области делопроизводства  и документооборота;

- разработка организационного проекта, создание и эксплуатация системы социального и политического мониторинга;

- сведение всей совокупности получаемой информации к единой форме отчета;

издание научно-информационного журнала для управляющих в Новгородской области.

 

СПИСОК СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ НАУЧНОГО ПРОЕКТА

Администрация Новгородской области

- Комитет государственной службы Администрации области

- Экономический комитет

Новгородская областная Дума

Администрация города Новгорода

- Комитет по организационной работе и кадровой политике

Новгородская городская Дума

Новгородский государственный университет

Новгородская сельскохозяйственная академия


[1] По мировой классификации такая работа относится к так называемым четвертичным видам деятельности и ее процентное содержание в структуре занятости населения является показателем социального развития территории.

 

[2] Название временное. При утверждении заинтересованными сторонами Устава указанной структуры название можно изменить.

 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz