Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: zhai@list.ru

Административно-управленческий персонал


Обозреватель «Муниципальная власть» - Январь-февраль 2002 г. (Интервью с заведующей курсами государственных и муниципальных служащих МНОУ "Диалог" Т.П. Стовбой)

 

Е. ПЕТРОВА

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД И ЕГО «ДЕТИ»

Как создать органы общественного самоуправления в отдельно взятом городе?

 

Стовба Татьяна Петровна - Великий Новгород, Центр "Диалог", руководитель Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификацииПредставьте ситуацию, когда в муниципалитете отбоя не знают от желающих создать ТСЖ или ТОС. Фантастика? Нет, реальность. Климат там, что ли, такой, что много лидеров общественного самоуправления? Да, климат. Иными словами, муниципальная социальная политика. Широкомасштабная образовательная программа обучения для лидеров ТСЖ и ТОС, разработанная и реализованная муниципальным научно-образовательным учреждением «Диалог» - одна из важнейших частей социальной политики властей Великого Новгорода.

В ВЕЛИКОМ Новгороде хорошо осознают, что любая общественно значимая акция начинается с просвещения, ведь сознательная поддержка населения обеспечивает успех любого начинания муниципалитета. Поэтому наши власти на распространение информации денег не жалеют.

Все началось в 1994 году с проведения соцопросов среди жителей города по темам «Жилье и мы», «Дом, в котором мы живем». Эти опросы заказали «Диалогу» городские власти, которым потребовался фактический материал для подготовки концепции реформирования ЖКХ в Великом Новгороде. Вскоре городская администрация поняла, что содержать ветшающий жилищный фонд только лишь усилиями городских служб невозможно. Также невозможно в каждом подъезде поставить милиционера, который бы пресекал случаи бытового вандализма, усугубляющие и без того тяжелую ситуацию в ЖКХ.

- То есть население грей, освещай, строй для него дома, школы, больницы, да еще и воспитывай его?

- А как же! Человек должен осознать, что его жилье не ограничивается стенами квартиры, но продолжается и в подъезде, и во дворе, и на улице, что он сам отвечает за порядок в своем жилище.

В принципе идея самоорганизации граждан - это хорошо забытое старое, в Великом Новгороде традиции общественного самоуправления уходят корнями в века. Ведь что такое ТОС или ТСЖ? Это - территориально объединенные сообщества. А что в первую очередь связывает людей? Всеобщая коммунальная боль: грязный подъезд, дырявая крыша, текущие батареи, горы мусора вокруг мусоропровода и т.д. Вокруг этих проблем мы и начали в 1996 году работу по созданию ТСЖ. Сегодня в Великом Новгороде очень престижно быть членом ТСЖ (в 2001 года их число достигло 60). Там чисто, красиво, даже повышение тарифов на коммунальное обслуживание ТСЖ переживают практически безболезненно, поскольку уже умеют экономить и вкладывать сэкономленное в благоустройство своей территории.

Возрождение традиций - одна из частей нашей программы. Вторая - поиск и подготовка будущих лидеров ТСЖ и ТОС. Ежемесячно в течение трех лет мы проводили обучение населения города. Сегодня мы работаем с уже состоявшимися активистами по их заказу и за их деньги. Со всеми слушателями мы сохранили хорошие контакты, а некоторых из них даже приглашаем в качестве преподавателей.

Что-то у нас получилось, что-то - нет. Но то, что лидеры появились и начали работать, мы считаем, является важным достижением.

- Откуда столько энтузиастов в наше время?

- Все начинается с распространения информации. Через почтовые отделения граждане получали бесплатную листовку «Наш дом». В городской прессе была размещена подборка материалов о ТОС и ТСЖ, о зарубежном и отечественном опыте (историческом и современном), о первом великоновгородском ТСЖ «Василиса», созданном по инициативе самих граждан задолго до начала нашей работы - около двенадцати лет назад. Телевидение постоянно транслировало два рекламных ролика, выпущенных в профессиональной студии на средства городской администрации и «Диалога». Также мы обращались за содействием к лидерам общественных движений и приглашали через военкоматы воинов, уволенных в запас. В конце концов просто писали объявления в газете: «Людей, не безразличных к своему городу, приглашаем обучаться на бесплатные курсы «ТСЖ: организация и управление».

В администрации даже витала идея путем создания ТОС и ТСЖ решить проблему занятости.

- Удалось?

- Скорее, нет. Через курсы прошло очень много людей разных занятий и профессий, и мы поняли, что общественная инициатива интересна многим, а заниматься этим будут только те, кто уже социально состоялся и хочет поэтому иметь достойные условия жизни. Безработные же, как правило, социально пассивны, а ответственность на себя возлагают или загруженные молодые люди, или не израсходовавшие свою энергию пенсионеры.

С другой стороны, нам удалось без дополнительных затрат провести подробнейший мониторинг состояния коммунальной и социальной городской среды. Ведь каждый слушатель в ходе обучения должен был написать бизнес-план по созданию ТСЖ в своем собственном доме, используя муниципальные базы данных и специально разработанную администрацией методичку по расчету содержания жилого дома.

«Диалог» не ставил своей целью обучение определенного количества лидеров. Михаил Чибарь, бывший в ту пору заместителем главы администрации Великого Новгорода по вопросам экономики, говорил: «Создадим хотя бы четыре процента ТСЖ и ТОСов от потребного народу количества - окупим затраты». Ведь самое трудное - начать процесс, потом он развивается необратимо.

Но наш призыв был услышан настолько хорошо, что пришлось производить отбор слушателей. Многие приходили и говорили, что не могут уверенно сказать, будут ли они заниматься организацией ТСЖ или ТОСа, но пока хотят понять, что такое реформа ЖКХ, и разобраться в окружающей ситуации. А ведь один понявший может объяснить другому, информация будет распространяться, пока не найдется тот, кому, как говорится, больше всех надо. Поэтому городская администрация создала центр, где любой человек мог получить консультацию у муниципальных служащих о реформе ЖКХ и сопутствующих проблемах. О времени консультаций граждане информировались через газеты.

- Каковы критерии отбора слушателей?

- Никаких жестких критериев у нас не было, кроме образовательного. Отбирали инициативных, небезразличных - все основывалось на личном ощущении. Поначалу набирали группы из пятидесяти человек, потом расширяли их до семидесяти. Приходили люди самых разных возрастов. Некоторых, как будущего председателя ТСЖ «Васильевка» Алексея Егорова, мы спрашивали: «Ты молод, а вокруг живут одни пенсионеры. Зачем тебе с этим связываться?» Он тогда ответил: «Я вам рекомендации от жителей принесу, если вы меня так брать не хотите!».

Иногда в одной группе оказывалось несколько слушателей, живущих в одном доме, но мы считали, что конкуренция здесь не повредит. Был случай, когда от одного дома было сразу пятеро слушателей. Один написал хороший бизнес-план, все рассчитал и даже продумал, как привлечь в дом средства. Но на практике у него ничего не получилось. Он говорил: «Ой, такой большой дом! Как посмотрю на него... Я боюсь». Зато другой человек из пятерки оказался смелее, но не смог написать бизнес-план. Мы тогда предложили всем пятерым составить команду и дополнять друг друга.

Время от времени в «Диалог» об­ращались люди с негативными характеристиками на того или иного слушателя, но мы и в этом случае не отступали: пусть человек поучится. А жалобщиков успокаивали, объясняя, что председатель ТОСа или ТСЖ - выборная должность.

- Что должен знать и уметь будущий лидер ТСЖ или ТОСа?

- У нас очень обширный курс предметов: концепция местного самоуправления, реформа ЖКХ, технические и практические занятия по содержанию жилфонда (особенно, в случае с ТСЖ), социальный курс (психология работы с населением), правовые аспекты создания организации, зарубежный опыт, исторический отечественный (особенно Новгородский) опыт, менеджмент (как написать бизнес-план, как найти деньги и привлечь спонсоров, как работать со спонсорами, с инвесторами), работа с персоналом и поиск партнеров, выявление ресурсов территории (особенно для будущих лидеров ТОСов) и т.д.

Важной частью нашей программы были лекции активистов первого ТСЖ, который появился в Великом Новгороде еще в начале 1990-х годов. Они говорили слушателям: «Что вы вечно жалуетесь на плохое обслуживание? Посмотрите, у нас одинаковые условия, а мы живем лучше вас». Особый акцент ставился на том, что если трубы не текут, если скамейки в порядке, если все грибочки на детской площадке стоят как положено и т.д., то так и должно быть. Порядок в подъезде и во дворе - такая же норма, как порядок в квартире. Но надо понимать, что чистота не будет нормой, если люди не станут сообществом, которое считает, что грязь - отклонение.

И вот, насмотревшись и наслушавшись, человек садился за расчет стоимости содержания своего дома. Представляете, что при этом происходит в сознании обывателя? А ведь он не только сам осознает, но еще и соседям расскажет... Мы «запустили» цепную реакцию: обучаем одного - обучаются 10-20 человек, которые впоследствии составят костяк ТСЖ, а остальные жильцы присоединятся «в процессе».

- С ТСЖ все понятно, а как быть с ТОСами?

- По поводу ТОСов разговор особый. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1999 году возникла угроза терактов. К охране общественной безо­пасности подключились органы милиции, МЧС и коммунальные службы. Коммунальщики предложили выбирать среди жильцов старших по подъездам и старших по домам. А потом городские власти решили, что эти общественные ячейки по борьбе с терроризмом можно организовать в ТОСы. «Диалог» собрал активистов и предложил им от лица городской администрации заняться организацией ТОСов. Многие согласились, и так начался следующий этап нашей программы. В учебный план было добавлено несколько социальных курсов, разумеется, с учетом опыта городских общественных организаций, работающих с детьми, пенсионерами, инвалидами и т.д.

Сегодня в городе две ассоциации ТОСов и ТСЖ, они живут самостоятельно от городских властей и активно общаются между собой. При администрации Великого Новгорода создан культурный комплекс. К его работе подключен муниципальный комитет образования, который курирует разработку методических рекомендаций по социальной работе с детьми по месту жительства с участием педагогов, руководителей муниципальных жилищных предприятий и активистов ТОСа. Идея такова: ребенок, как правило, ходит в школу по месту жительства, поэтому все структуры, работающие на этой территории, заинтересованы в согласовании своих действий по его социализации. Ведь лучше занять ребенка чем-нибудь полезным и интересным после уроков, пока он не стал хулиганом и не нанес всем много вреда. Когда ТОСы занялись воспитанием детей, они привлекли и участковую милицию, и школы, и детские клубы и т.д. В конце концов в муниципальных жилищных предприятиях (МЖПах) появилась ставка специалиста-педагога по месту жительства.

- Кстати, как коммунальщики отнеслись к созданию ТОСов и особенно ТСЖ?

- Так мы же вместе все делали! Кстати, многие лидеры ТОСов и ТСЖ - работники этой структуры.

Но было время, когда мастера МЖПов ходили вслед за нашими слушателями по квартирам и предупреждали жильцов: «Создавайте, создавайте... Наплачетесь и к нам еще набегаетесь». Тогда администрация вызывала руководство МЖПов «на ковер» и строго отчитывала. В свою очередь мы всем говорили: если ТСЖ устраивает качество обслуживания, оно может заключить договор на обслуживание дома с МЖП. Кроме того, «Диалог» пригласил (конечно, за отдельную плату) мастеров из коммунальных служб для проведения практических занятий с нашими слушателями по всем направлениям содержания жилого дома (электротехническое   обслуживание, сантехника, малярные и плотницкие работы, ремонт крыш и т.д.).

Интересно было наблюдать перелом в сознании людей. Когда они поступали к нам на курсы, говорили: «МЖП работает из рук вон плохо, только деньги с нас дерет. А когда они приходили с практики, то говорили: «Бедные работники в нашем МЖП! Как мало им выделяется средств, как много они работают и хоть что-то умудряются сделать!» Сегодня МЖП и ТСЖ друг друга прекрасно понимают и поддерживают. Все МЖП уже усвоили, что их работа будет менее затратна и более эффективна при участии самих жильцов.

- И городу финансировать ТОС или ТСЖ выгоднее, чем распылять средства на множество программ для одной территории...

- Есть термин «комплексное социально-экономическое   развитие». Здесь то же самое - надо добиться комплексного видения проблемы. Ведь ребенок-то один, только им занимаются и школа, и милиция, и т.д. и т.п. И двор также один для коммунальщиков, пожарников, эпидемиологов и жильцов. Прежде всего нужно понимание целостности территории, ее проблем и ресурсов - этому мы также учили наших слушателей. Кроме того, мы ориентировали их на совместную работу с теми, кто на этой же территории, но со своей профессиональной «колокольни» решает те же, по сути, общие проблемы.

- Нет опасности распада города на автономные территории?

- Но ведь город и так разбит - на дворы и микрорайоны, которые обслуживают разные МЖП, школы, больницы... А на автономные территории?! Я здесь живу, поэтому хочу, чтобы мой мир стал чище, красивее, безопаснее, - вот и все. Глядишь, в одном дворе фонтан поставили, в другом - детскую площадку. В Великом Новгороде есть двор, где разбито около сорока клумб и при этом все имеет общую композицию. Люди сами достают саженцы цветов, кустарников и деревьев, привозят их, сажают и ухаживают всей семьей. В этом ТСЖ нет проблемы собрать людей на субботник, да там и не сорит никто.

Но иногда, избирая председателя, граждане «делегируют» ему все полномочия и думают, что он один должен им обеспечить чистоту, благоустройство, безопасность и т.д. Поэтому в процессе обучения мы старались подготовить людей не столько к выдвижению инициативных идей и их реализации, сколько к формированию вокруг себя сообщества и кадровому менеджменту.

Считается, что ТСЖ и ТОСы помогают изжить иждивенческие настроения у людей и осознать свою роль в управлении городом. Но это возможно, повторюсь, лишь при наличии организованного сообщества.

- Каковы взаимоотношения го­родских властей с ТОСами и ТСЖ?

- Администрация создала несколько институтов поддержки этих структур. Во-первых, отдел городской администрации по содействию органам общественного самоуправления, который контролирует их деятельность. Идея контроля пришла не сразу. Изначально наши ТОСы и ТСЖ получили статус юридического лица, а муниципалитет обязался оказывать им организационную поддержку и финансовую помощь из городского бюджета, иначе люди не поверили бы в заинтересованность городских властей. Потом умышленно или по неопытности в ряде ТОСов и ТСЖ были допущены административные и финансовые нарушения, которые привели к конфликтам между активом и населением. В конце концов во всех бедах люди стали обвинять городскую администрацию, которая все это придумала. Поэтому было принято решение для предотвращения подобных ситуаций контролировать деятельность наших ТОСов и ТСЖ в части целевого расходования финансовой помощи.

Второй важный институт поддержки гражданских инициатив - совет руководителей ТОС и ТСЖ при мэре с правом совещательного голоса. На заседаниях совета лидеры общественного самоуправления высказывают позицию населения (поэтому к их мнению, особенно в период выборов, прислушиваются все городские власти), а также получают разъяснения относительно решений органов местного самоуправления, которые потом доносят до остальных граждан.

- Сейчас муниципалитет Великого Новгорода, возглавляемый Александром Корсуновым, поддерживает общественное самоуправление. Но ведь каждые четыре года есть опасность смены мэра и депутатов городского совета...

- О! Выборы - звездный час для наших ТОСов и ТСЖ: заборы красят, помещения и деньги выделяют, дают массу обещаний и вообще оказывают им много внимания. Но и между выборами администрация прекрасно понимает, что общественное самоуправление - уровень, на котором формируются электоральные предпочтения.

Нельзя противопоставлять муниципальную власть и население. Каждая администрация заинтересована в том, чтобы ее жители ни на что не жаловались, тогда руководство будет избрано на следующий срок, а служащие сохранят свои места. Другое дело, что, может быть, не всегда ума хватает что-то сделать для жителей. Но ведь и не надо ничего выдумывать! Объясните людям, как они могут сделать свою жизнь лучше и интереснее, покажите, что вы реально заинтересованы в партнерстве с ними, и добровольные волонтеры облегчат жизнь муниципальной администрации.

Главное - задать гражданским инициативам определенное русло. Мы уже прошли первый этап, когда стояли задачи просвещения людей и первичной организации. Сейчас наши ТОСы и ТСЖ уже сами организуют различные мероприятия, разрабатывают и реализуют какие-то совместные проекты. Город лишь контролирует направление развития путем муниципального заказа. Например, администрация выделяет деньги на грант для определенных социальных проектов среди ТОСов, которые должны предоставить бизнес-план, а потом отчитаться за расходование средств. Кто-то получает грант, но ведь все остальные уже задумались над решением поставленной проблемы, провели подготовительную работу, значит, и их труд не пропадет даром, а городская власть в конце концов изыщет средства для поддержки жизнеспособных инициатив.

Далее. Проходит конкурс по благоустройству, в котором участвуют все ТСЖ. Победители получают хорошую премию, но в итоге-то выигрывают все жители города! Мы как-то поинтересовались, как премии расходуются, и выяснили, что, как правило, на все то же благоустройство.

В некоторых городах встречаются перехлесты: либо муниципалитеты вообще на ТОСы не обращают никакого внимания, либо превращают их в подразделения городской администрации. В первом случае не понятно, зачем говорить об общественном самоуправлении, а во втором создаются территориальные органы власти, соответственно, лидеры таких ТОСов и ТСЖ становятся чиновниками со всеми вытекающими отсюда последствиями.

- Многие муниципалы жалуются на инертность населения, а у вас все получилось. Почему?

- Главная причина нашего успеха в наличии у городских властей и населения обоюдной заинтересованности. Все делалось вместе. Муниципальные служащие проводили конференции и индивидуальные консультации для граждан, каждый желающий обсудить какие-то особо острые вопросы создания ТСЖ или ТОСа мог попасть на прием к мэру. И люди понимали: если, несмотря на загруженность, работники мэрии уделяют им столько внимания, значит, они нужны своей власти, значит, власть видит в них партнеров. Кстати, сами муниципальные служащие потом нам признавались, что разъяснительная работа с жителями помогла им скорректировать многие представления и методы работы.

Ключевое слово «формулы успеха» - «вместе». Надо научиться видеть друг в друге партеров, а не «этот проклятый электорат» или «эту проворовавшуюся власть».
 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz