Главная • Новости • Проекты • Структура • Деятельность • Контакты • Партнеры • Фотоальбом • English

 

Адрес: Россия, 173004, Великий Новгород, ул. Большая Московская, 37/9, телефон: (816-2) 946-000, 946-070, e-mail: zhai@list.ru

Административно-управленческий персонал

Проект Тасис «Муниципальный менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих. Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.

Т.П. СТОВБА

Территориальное общественное самоуправление
 

Стовба Татьяна Петровна - Великий Новгород, Центр "Диалог", руководитель Центра подготовки, переподготовки и повышения квалификацииПояснительная записка

Программа рассчитана на два уровня обучающихся:

- работников органов местного самоуправления;

- лидеров и активистов территориального общественного самоуправления.

Российский и мировой опыт показывает, что уровень развития местного самоуправления во многом определяется наличием условий для воспроизводства и развития гражданской инициативы и тем, как местная власть опирается на разнообразные формы самоорганизации населения.

Важнейшей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанной на организации граждан по месту их жительства, является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Основанное на соседских связях, оно возникает там, где население непосредственно или через создаваемые им комитеты самостоятельно и под свою ответственность осуществляет собственные инициативы в решении проблем своей территории (небольшого поселения, микрорайона, квартала, улицы, двора).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал четкое определение понятию «территориальное общественное самоуправление» и определил порядок правового регулирования создания и деятельности ТОС. Принятие закона стимулировало их образование. Они растут количественно и качественно. Появляются ассоциации и союзы, институты поддержки, как со стороны муниципальной власти, так и со стороны третьего сектора. Идет сложный процесс поисков взаимодействия между новыми организациями жителей и муниципалитетами. Этот многообразный опыт активно тиражируется, зачастую без критического осмысления и анализа.

Вместе с тем реальное развитие территориального общественного самоуправления в России поставило ряд проблем и идеологического и организационно-управленческого плана. То, как они будут решены, во многом определит перспективы развития ТОС, его место и роль в системе местного самоуправления.

Речь идет, прежде всего, о правовом поле ТОС. С одной стороны, еще не во всех муниципальных образованиях создана нормативно-правовая база. С другой стороны, нередки случаи наделения органов ТОС властными полномочиями, утверждения или назначения руководителей ТОС, и даже включение их в штат органов местного самоуправления. Такой подход присущ и некоторым «лидерам» ТОС, требующим от местных администраций зарплаты, удостоверения и обвиняющим муниципалитеты в нежелании поделиться властью. Во многих российских городах и поселениях сохранились с советских времен, и составляют основу самоуправления старые локальные организации, такие, как уличные комитеты, домкомы и т.д., деятельность которых исчерпывающим образом регламентирована нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. В ряде случаев неоправданно завышены нормы представительства на общих собраниях при выборах органов ТОС. Таким образом, выхолащивается сущность ТОС как самодеятельной организации, побуждающей и реализующей гражданские инициативы на локальной территории под свою ответственность.

В связи с вышеизложенным, для обеих категорий обучающихся основными целями курса являются:

1) Образовательная, мировоззренческая цель - расширить горизонты понимания сущности, места и роли ТОС в системе местного самоуправления, его миссии в местном сообществе.

2) Практическая цель - выработать элементарные навыки и умения анализа опыта ТОС; изучить и освоить некоторые инструменты для создания условий возникновения и развития ТОС; через активные групповые формы обучения совместно создать некоторые образцы и модели деятельности ТОС в тех или иных условиях взаимодействия с муниципалитетами.

  

Объем курса «Территориальное общественное самоуправление» для работников муниципальных органов власти - 72 часа.

Лекции - 26 часов.

Практические занятия - 46 часов.

 

Объем курса для лидеров территориального общественного са­моуправления - 72 часа.

Лекции - 21.

Практические занятия - 40.

Самостоятельная работа - 8 часов.

Консультации - 3 часа.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса «Территориальное общественное самоуправление»

 

Тема 1. Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Сущность территориального общественного самоуправления (ТОС) и проблемы его становления

 

Местное самоуправление в России. Цели и задачи. Сочетание форм прямой и представительной демократии в системе местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан: местный референдум, собрание (сход) граждан, иные формы непосредственного волеизъявления. Муниципальные выборы. Понятие и система территориального общественного самоуправления. Отличительные признаки; территориальный принцип организации и деятельности, общественная форма, самоуправленческая природа. Принципы осуществления ТОС: законность, защита прав и законных интересов населения, свободное волеизъявление граждан через общие собрания, сходы, конференции, опрос населения, выборность и подконтрольность населению органов ТОС, участие граждан в выработке и принятии решений, гласность и учет общественного мнения, сочетание интересов населения муниципального образования и ТОС. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления населения с органами местного самоуправления. Проблемы становления ТОС.

 

Тема 2. Участие населения дореволюционной России в решении вопросов местного значения

 

Самоуправляющиеся местные коллективы в средневековом Новгороде и Пскове. Средневековое население городов Новгорода и Пскова и их Вече. Вече как орган непосредственной демократии. Деление города на улицы, объединявшиеся в концы. Общие собрания жителей улиц и концов как первичные ячейки самоуправления, имеющие относительную самостоятельность в решении многих проблем, в том числе в вопросах благоустройства и коммунального быта. Функции улицкого старосты. Формы участия уличан в решении общих проблем: денежные взносы, участие в общественных работах.

Крестьянское самоуправление в России. Функции населения в «крестьянском миру». Понятие крестьянского общественного самоуправления. Структура волостного самоуправления: волостной сход, волостной старшина, волостное управление, волостной крестьянский суд. Сельское общественное управление: понятие, структура. Сельский сход и сельский староста. Формы контроля правительства за крестьянским общественным самоуправлением. Земство как система представительных учреждений. Органы городского всесословного самоуправления: структура, функции и степень эффективности функционирования. Деятельность жилтовариществ в пореформенной России.

 

Тема 3. Зарубежный опыт территориальных общин и соседских сообществ

 

«Жилищное движение» в странах Западной Европы и США. Объединения жителей Швеции: общенациональная система; деятельность локальных (контактных) комитетов; участие жителей в эксплуатации зданий и содержании микрорайона; «коллективные дома» (co-housing). Традиции соседских сообществ в Великобритании. Локальные (микрорайонные) организации жителей: представительные (ассоциации жителей, советы микрорайонов); группы взаимопомощи (жилищные кооперативы, группы родителей с детьми, клубы пенсионеров и т.д.); благотворительные группы; группы интересов меньшинства (матерей-одиночек, эмигрантов и т.д.); группы давления; согласительные группы; специальные группы для проведения разовых социально-культурных мероприятий. Организации жителей и местного общественного самоуправления в США. Институты поддержки жилищных движений и местных сообществ в Западной Европе и США. Взаимодействие с местными органами самоуправления.

 

Тема 4. Нормативно-правовые основы деятельности ТОС

 

Федеральная законодательная база. Законодательство субъекта Российской Федерации. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Недостатки региональной и местной законодательной базы в определении компетенции и полномочий ТОС. Уставы (Положения) ТОС. Порядок регистрации ТОС. Возможность и необходимость приобретения органами ТОС прав юридического лица. Гарантии прав и защита законных интересов ТОС. Правовая ответственность органов ТОС.

 

Тема 5. Деятельность органов местного самоуправления по созданию условий для становления и развития движения ТОС

 

Информационно-разъяснительная работа органов местного самоуправления среди населения о значении и сущности ТОС. Разработка нормативной документации, регулирующей деятельность ТОС. Установление сфер совместной компетенции, основных направлений совместной работы органов МСУ и ТОС. Основные подходы к установлению границы территории ТОС. Особенности ТОС в городских и сельских поселениях. Выявление и подготовка (обучение) лидеров и членов инициативных групп по созданию ТОС. Оказание помощи инициативным группам граждан в проведении собраний (сходов), конференций. Создание организационных, материальных и финансовых условий для формирования и деятельности органов ТОС. Формирование системы поддержки.

 

Тема 6. Цели и задачи ТОС. Основные направления их деятельности

 

Важность определения целей и задач конкретного ТОС. Основные виды целей деятельности ТОС: физические (материальные), социальные, личностные, финансовые и т.д. Технологии составления характеристики самоуправляемой территории и выявления наиболее типичных проблем ее населения. Выявление реальных ресурсов для решения проблем. Основные направления деятельности органов ТОС: хозяйственно-экономическая и финансовая, социально-культурная, организационная, охрана правопорядка, окружающей среды и другие. Определение приоритетов деятельности. Имидж организации и ее внешние связи.

 

Тема 7. Порядок создания и организация управления деятельностью ТОС

 

Собрание (сход), конференция граждан - высший руководящий орган ТОС. Легитимность создаваемых органов ТОС. Исполнительно-распорядительный орган ТОС: порядок формирования, структура и компетенция, организация работы. Члены органа ТОС. Председатель ТОС. Комиссии и комитеты органа ТОС. Случаи избрания контрольных органов (ревизионной комиссии). Порядок избрания, полномочия, основные направления работы.

 

Тема 8. Методика подготовки и проведения первого организационного собрания (конференции)

 

Деятельность инициативной группы по подготовке собрания (конференции): Информационно-разъяснительная работа среди населения о целях и задачах создания ТОС. Разработка проекта Устава ТОС, ознакомление с ним жителей и сбор предложений. Установление норм представительства. Определение даты, места и времени проведения собрания (конференции). Информация о собрании и обеспечение явки. Подготовка места и порядка ведения собрания (конференции). Приглашение СМИ, представителей органов МСУ и лидеров действующих ТОС. Ход собрания. Утверждение Устава (Положения) ТОС, выборы исполнительно-распорядительных органов. Действия рабочей группы после собрания.

 

Тема 9. Хозяйственно-экономическая и финансовая деятельность ТОС

 

Участие органов ТОС в решении хозяйственно-экономических проблем территории: сохранении жилого фонда; поддержании чистоты и порядка на своей территории; контроле за использованием земель; поддержании в порядке дорог и тротуаров, колодцев, других объектов коммунального хозяйства; благоустройстве и озеленении территории; снабжении населения топливом; сохранении памятников истории и культуры; обеспечении противопожарной безопасности и т.д. Передача органам ТОС функции заказчика на выполнение некоторых работ по благоустройству, коммунальному обслуживанию и ряда других общественно значимых работ. Развитие хозяйственной инициативы ТОС через систему муниципального заказа на основе конкурса. Привлечение собственных ресурсов (доходов от собственной деятельности, добровольных сборов и средств спонсоров и т.д.). Организация общественных работ. Условия и порядок заключения хозяйственных договоров. Основы бизнес-планирования. Особенности ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности органов ТОС.

 

Тема 10. Социальная работа ТОС

 

Региональные нормативно-правовые акты и социальные программы муниципальных образований. Методика выявления основных социальных нужд и проблем территории. Разработка и реализация органом ТОС планов социальной работы и программ, отвечающих потребностям сообщества, программ досуга и отдыха по интересам для различных возрастных групп.

Создание детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений.

Совместная работа с учреждениями социальной защиты и социального обслуживания. Совместная работа и координация усилий с частными, благотворительными, религиозными, некоммерческими организациями.

 

Тема 11. Психологические аспекты управления и работы с населением

 

Обзор важных для управления и работы с населением психологических понятий. Основные личностные характеристики. Психологическая культура отношений. Основные понятия поведения индивида и группы. Коммуникативная культура - способность: к гибкому построению стратегии и тактики ведения деловых переговоров, деловой беседы; к публичному выступлению; к вербальному и невербальному расположению собеседника; к адекватной выработке стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

 

Тема 12. Опыт работы действующих ТОС

 

Характеристика территории и история становления ТОС. Основные направления деятельности. Методика подготовки и реализации наиболее интересных и социально-значимых программ. Структура и организация работы органов управления. Анализ основных проблем и опыт их решения.

 

Материалы для проведения дискуссий и анализа конкретных ситуаций

 

1) Инициативная группа информировала городскую админист­рацию и Думу о том, что в поселке Варяжка ими ведется работа по подготовке выборов ТОС, но из-за отсутствия в правовых актах города порядка регистрации органа ТОС как юридического лица администрация выборы отложила.

Правомерно ли поступила администрация? Является ли обязательным для деятельности ТОС приобретение права юридического лица? В каких случаях это необходимо? Какой порядок государственной регистрации ТОС как юридического лица?

 

2) В соответствии с действующим законодательством собрания граждан при проведении выборов в органы ТОС правомочны при участии в них не менее 50% граждан, обладающих правом участия в ТОС. Однако в наше время очень трудно собрать половину взрослого населения двора, улицы и, следовательно, принять Устав органа ТОС и избрать его членов.

Как быть в этом случае?

 

3) Лидеры ТОС города Перми, анализируя проблемы деятельности своих организаций, пишут: «14 февраля 1998 г. была проведена учредительная конференция (присутствовало около 200 человек), на которой был избран Совет ТОС микрорайона «Городские Горки», утверждены Устав, направления деятельности, избран председатель. Таким образом, в микрорайоне создан полностью легитимный представительный орган общественного самоуправления граждан. Позднее Совет ТОС был зарегистрирован как юридическое лицо в администрации Мотовилихинского района Перми.

Администрацией района было выделено помещение для Совета. Каждую неделю проводятся его заседания, где решаются самые различные проблемы, актуальные для населения микрорайона. Однако делегированные обществом властные функции Советов ТОС продекларированы, но практически не обеспечены. Реальная власть находится только в руках администрации. Причин этому несколько:

• слаба законодательная база, не в достаточной степени определены предметы ведения, процедуры передачи властных полномочий;

• слишком сложны процедура избрания органов ТОС, механизм их отчета перед избирателями;

• слабы сами органы ТОС, не хватает знаний, подчас конкретных;

• администрации районов, депутаты городской Думы, на словах поддерживая ТОС, видят в его органах реальных конкурентов, претендующих на власть.

Сейчас вплотную встал вопрос о формировании в городе Ассоциации советов ТОС. Наш Совет ТОС активно участвует в ее формировании. Считаем, что создание Ассоциации позволит активнее лоббировать интересы территориального общественного самоуправления в органах законодательной и исполнительной власти Перми. Необходимо конкретное участие депутатов городской Думы в органах ТОС, а также реальное предоставление права органам ТОС нормотворческой инициативы в представительных органах местного самоуправления».

Прокомментируйте это выступление

 

4) Из модельного раздела в Устав муниципального образования «О порядке организации и осуществления территориального самоуправления на территории города Самары» (предложения лидеров территориального общественного самоуправления Самары).

 

Статья 3.

3.1. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы жителей соответствующей территории, действуя в качестве первичных локальных органов самоуправления в пределах полномочий, определенных их уставами, утверждаемыми главами администраций районов города, в пределах которых находятся данные территории.

3.2. К компетенции органов территориального общественного самоуправления относится:

а) разработка проектов правовых актов местного значения, внесение предложений в планы и программы социально-экономического развития территории;

б) заслушивание отчетов руководителя органа территориального общественного самоуправления.

 

Статья 4.

4.1. Собрание (сход) граждан или конференция является высшим руководящим органом в системе территориального общественного самоуправления и созывается Советом ТОС, инициативной группой или администрацией района.

Периодичность проведения собрания (конференции) устанавливается уставом ТОС, но не реже одного раза в год.

Собрание (сход) правомочно, если в нем принимает участие более половины жителей соответствующей территории. Конференция считается правомочной, если в ней приняло участие более половины избранных делегатов.

 

Статья 6.

6.1. В ведении территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, заемные и иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения, а также жилые и нежилые помещения, другое имущество, в том числе переданное городом территориальной общине.

6.2. Правомочия собственника в отношении имущества территориальной общины осуществляет соответствующий орган территориального общественного самоуправления.

6.3. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющееся в их распоряжении имущество и финансовые ресурсы в соответствии с программой социально-экономического развития соответствующей территории.

6.4. Администрация города обеспечивает орган ТОС необходимым для работы помещением, средствами связи, а также финансирование оплаты труда в пределах зарплаты руководителя структурного подразделения администрации района.

Содержание и финансирование дополнительных штатных единиц ТОС производится по согласованию с администрацией города.

Прокомментируйте эти предложения лидеров. В чем они противоречат действующему федеральному законодательству?
 

©2003-2010 Сайт МАУ "ДИАЛОГ"

Hosted by uCoz